Я считаю этот фильм одним из лучших творений советского кинематографа. Авторам удалось мастерски соединить захватывающий «вестерн» (в декорациях Азербайджана), душевную комедию и поучительную историю о дружбе, чести и взаимовыручке, о победе добра над злом. Выполнено все на высочайшем уровне. Красивейшие натурные съёмки. Лихие трюки. Бесподобная игра всего актерского состава. И, конечно, гениальная музыка Полада Бюль-бюль-оглы, которую помню с детства. «Как жили мы, борясь, и смерти не боясь…» (да, чуть не забыл про прекрасные светлые стихи Алексея Дидурова)
Про актеров хочется сказать отдельно. Мухтарбек Кантемиров (Рустам) — просто олицетворение доброты и мужественности. Его спокойная и добрая улыбка даже в самые опасные моменты не может не внушать уверенности: все будет хорошо! Лев Дуров (Сан Саныч) выступил в необычной для него роли — российского «Джеки Чана». Конечно, если присматриваться, видно, что все боевые приемы выполнял за артиста дублёр. Но образ Дуров создал, как всегда, шикарный. Кстати, сцена с обучением заключённых каратэ чем-то напомнила мне эпизод из «Трёх мушкетёров», где Тревиль вот так же в форме песни даёт наставления молодым фехтовальщикам. Полад Бюль-бюль-оглы (Теймур) помимо создания великолепной музыки, неплохо сыграл влюбленного юношу-певца, горячего, вспыльчивого, но доброго и порядочного в душе. Гамида Омарова (Телли) — возлюбленная героя, вполне милая, искренняя, непосредственная — большего от этой роли и не требовалось. Нельзя не отметить Гасана Тарабова, великолепно сыгравшего Джафара — беспощадного бандита с сентиментальной душой, злодея и ценителя искусства. Как всегда хорош Сергей Юрский в роли пристава, Мирза Бабаев (Бек) — комичен и в то же время убедителен, Александр Шаровский (Петров) — возможно, менее яркий персонаж, чем остальные, но здесь и сама роль довольно эпизодическая. Впрочем, как обычно, в великих творениях советского кино, здесь блистателен даже каждый эпизод (старуха-«дуэнья», волосатый «пахан» в тюрьме), а каким смешным и колоритным получился дурачок Мардан (Джахангир Новорузов)!
Сам по себе фильм вышел очень добрым, светлым и лёгким. Смотрится он на одном дыхании. Да, его сюжет прост и незатейлив. Да, философия ленты несколько наивна, впрочем, как в большинстве приключенческих кинолент: «хорошие» сражаются против «плохих» и обязательно побеждают. Но это именно та картина мира, в которую в глубине души хочется верить всем нам. «Так повелось в миру, так всем нам повезло, что в жизни, злу на зло, добро всегда к добру». Именно поэтому фильм хочется пересматривать снова и снова, особенно в «минуты душевной невзгоды».
10 из 10
Я считаю этот фильм одним из лучших творений советского кинематографа. Авторам удалось мастерски соединить захватывающий «вестерн» (в декорациях Азербайджана), душевную комедию и поучительную историю о дружбе, чести и взаимовыручке, о победе добра над злом. Выполнено все на высочайшем уровне. Красивейшие натурные съёмки. Лихие трюки. Бесподобная игра всего актерского состава. И, конечно, гениальная музыка Полада Бюль-бюль-оглы, которую помню с детства. «Как жили мы, борясь, и смерти не боясь…» (да, чуть не забыл про прекрасные светлые стихи Але