Для начала следует отметить, что я совершенно не знаком с произведениями Осии Мамору, не знаком с особенностями художественного повествования, характерными звукозрительными образами и проблематикой его творчества. Возможно именно поэтому просмотр фильма вызвал довольно противоречивые эмоции: от «да какого черта здесь происходит?», до пробегания мурашек во время очередной паузы в диалоге персонажей. К слову, паузы в этом аниме едва ли не более содержательны, чем сами диалоги — Мамору удалось аккумулировать в них все то, что невозможно передать словами… или бессмысленно говорить.
Начнем с первоосновы фильма. Во время просмотра у меня сложилось впечатление о наличии мощного литературного первоисточника (он таковым действительно и оказался). Детально проработанный мир, который по капле, будто бы нехотя выдает суть происходящего на экране — это не авторский просчет, это осознанный художественный прием. Мамору рассказывает не о конкретном мире и не о конкретных персонажах, даже сюжет здесь имеет вторичное значение. Не озвученные вопросы, на которые нет ответа ни у автора, ни у кого из нас — вот та основа, которая образует художественный каркас фильма. И чем меньше конкретики мы находим в мотивах действий персонажей, в их диалогах и в самом сюжете, тем отчетливей и ярче становится содержание этих сакральных для каждого вопросов.
Всеобщая гнетущая апатия, царящая на территории авиабазы сменяется динамичными догфайтами, которые, признаться, выглядят превосходно. Разящий переход наблюдается и в поведении пилотов — сонные подростки бродящие по авиабазе теперь полны энергией и принимают молниеносные решения в ходе воздушных боев. Неудивительно, ведь их создавали именно для этого. Все что они умеют это сражаться — а вот что делать все остальное время их не научили. Понимая, что чего-то лишены одни замыкаются в себе, другие одевают маски благополучия, а третьи в поиске хотя бы какой-то реальности вступают в эрзац-отношения с коллегами. Яма Кёку — единственный герой, который пытается выбраться из болота безысходности, окружена вакуумом, созданным остальными закрывшимися в свей скорлупе персонажами, что лишь подчеркивает атмосферу тщетности всего происходящего.
Это аниме не для всех, но для каждого.
8 из 10
Для начала следует отметить, что я совершенно не знаком с произведениями Осии Мамору, не знаком с особенностями художественного повествования, характерными звукозрительными образами и проблематикой его творчества. Возможно именно поэтому просмотр фильма вызвал довольно противоречивые эмоции: от «да какого черта здесь происходит?», до пробегания мурашек во время очередной паузы в диалоге персонажей. К слову, паузы в этом аниме едва ли не более содержательны, чем сами диалоги — Мамору удалось аккумулировать в них все то, что невозможно передать с