Для начала — небольшое отступление. Первый фильм Хаяо Миядзаки в студии Ghibli — «Навсикая из Долины Ветров» — при всех своих достоинствах имел один недостаток — он был довольно тяжёлым (об этом я уже писал.) В своём втором фильме — «Небесный замок Лапута» — Миядзаки учёл эту ошибку. Эти два аниме вообще интересно сравнить: как они похожи, и не похожи друг на друга.
1) Если «Навсикая из Долины Ветров» — пример биологического апокалипсиса, то «Небесный замок Лапута» — пример апокалипсиса технического. Кстати, одежда жителей Лапуты подозрительно смахивает на одежду обитателей Долины Ветров…
Вот что сразу бросается в глаза — так это то, как подробно и вдумчиво прорисована техника. Разного рода рычаги, поршни, паровые машины, пропеллеры; лебёдки с огромными колёсами, похожие на грузовой кран. Переносная радиостанция. В аниме представлены едва ли не все виды перемещающейся техники. Автомобиль. Паровоз и бронепоезд. Самолёты. Мухолёты. Дирижабли, большие и маленькие. Роботы. Особенно хорошо вышел боевой робот с Лапуты.
2) В этом фильме тоже есть глубокий момент. Просматривая вступительную заставку о становлении безымянной цивилизации (к коей и принадлежали Лапуты), удивляешься: в самом начале музыка звучит довольно бодро, но именно после появления в кадре технических достижений цивилизации, музыка как бы запинается, и начинает звучать с трагизмом. Сомневаюсь, что это случайное совпадение — Миядзаки продумывает каждую микроскопическую мелочь. Это тем более странно для такого «технического» фильма. Что же хотел сказать Хаяо Миядзаки? Что существует гораздо более безопасный, не-технический путь развития человечества?…
3) В этом фильме, в отличие от «Навсикаи», определённо есть юмор. Попытка Пазу испытать свойства древнего камня — это типичный пример того, что называют «epic fail». Каждый порядочный рабочий не боится кучи пиратов, но вот собственную жену … (хм) Маленькая девочка подчиняет себе взрослых пиратов — что это, правительственные гены сработали?
Отдельной спасибо коллективу студии RUSCICO за озвучку — получилось просто шикарно! Особенно хорошо получилось во вступительной заставке: читать отстранённым, «небесным» голосом титры, под мистерию развития цивилизации. Ещё запомнилась фраза: «Автор идеи, автор сценария, и режиссёр — Хаяо МИЯДЗАКИ!!!» — фраза, способная ввести фанатов в состояние эйфории.
4) Фильм такой же сильный и атмосферный, как «Навсикая из Долины Ветров».
Как с самого начала лихо закручивается интрига! После начальной схватки пиратов с «сотрудниками в штатском» и заключительного падения Ситы, у меня была только одна мысль: «Что это вообще было?..»
А чего стоит жилище Пазу? Надо же было додуматься, чтобы превратить старую доменную печь на обрыве в двухэтажный коттедж, да ещё и с голубятней! Какая по-детски трогательная и изобретательная атмосфера! Кирпич на верёвочке, как средство автоматического закрывания двери. Простой и грубоватый быт: некрашеные и явно не новые доски, кирпичные стены. На стенах — рисунки различных летательных аппаратов с комментариями. Деревянная вешалка. Железная (советская) кровать. Печка-буржуйка. Но при этом — всюду чистота и порядок. Атмосферу также создаёт музыка, солнечная, звенящая, передающая ощущение солнечного раннего утра, и предвкушение хорошего дня. В фильме вообще столько потрясающих мелочей, которые органично вплетаются в общую картину.
А как любопытно изображён юношеский романтизм — проснуться рано утром, чтобы выпустить голубей, забравшись на крышу, и протрубить песню навстречу восходящему солнцу… Причём, протрубить с известной виртуозностью. Пазу в фильме получился как живой. Это редкость, даже для самой студии Ghibli.
Радуют и кадры земных и небесных пейзажей. Надо отдать должное композитору Джо Хисаиси — без его музыки фильм был бы гораздо хуже. Невесомая, еле заметная, как будто серебристо-голубоватая, она отлично смотрится на фоне неба и вписывается в различные сцены. Действительно, есть в ней что-то от лунного света.
5) Этот фильм — примерно о том же, что и «Навсикая»: о трагических обстоятельствах, о человеческих пороках, о героизме простых людей. Об этом рассказывает вступительная заставка фильма, про то же говорит композиция Джо Хисаиси — «Confessions in the Moonlight» — причём без лишних слов.
10 из 10
Для начала — небольшое отступление. Первый фильм Хаяо Миядзаки в студии Ghibli — «Навсикая из Долины Ветров» — при всех своих достоинствах имел один недостаток — он был довольно тяжёлым (об этом я уже писал.) В своём втором фильме — «Небесный замок Лапута» — Миядзаки учёл эту ошибку. Эти два аниме вообще интересно сравнить: как они похожи, и не похожи друг на друга. 1) Если «Навсикая из Долины Ветров» — пример биологического апокалипсиса, то «Небесный замок Лапута» — пример апокалипсиса технического. Кстати, одежда жителей Лапуты подозрител