"Низкорослый", "востроглазая", "человек в башлыке", "верзила", "дама с шиньоном"и, наконец, нейлоновая елка - действующие герои этой веселой предновогодней и одновременно драматичной истории, начавшейся на станции междугородных автобусов. В этой нетипичной новогодней истории с сюжетно новеллистической конструкцией и множеством будто бы случайных характеров людей, которые столь же непредумышленно оказались в одно время и в одном месте (сперва на остановке, потом в небольшом автобусе пригородного сообщения), поначалу присутствует нечто тайное, загадочное, текучее, вязкое. Что как раз и обеспечивает знакомому грузинскому жанру трагикомической миниатюры совершенно неизвестное качество тревожного ожидания - чуть ли не в духе пьесы "театра абсурда". Хотя в "Нейлоновой ёлке" (само название кажется намеренно искусственным и безжизненным) эти странные акценты чуть сглажены и приглушены по сравнению с предыдущей работой Резо Эсадзе - полузапретным телефильмом "Мельница на окраине города", где чересчур долгие, даже тягучие сцены, виртуозно снятые тем же оператором Леваном Пааташвили, придавали маргинальной, "окраинной" серии вроде бы обычных анекдотов из жизни некое ощущение грузинского "В ожидании Годо". А "Нейлоновая ёлка", предназначенная для кинопроката, несмотря на свою более комедийную окраску (хотя финал можно трактовать двояко и не так уж пафосно, не очень-то доверяясь дружно исполненной пассажирами народной задушевной песне, которая якобы способна примирить всех поссорившихся и обидевшихся), была выпущена малым тиражом, проскочила мимо внимания большинства зрителей и даже критиков, осталась на окраине советского кинематографа. Между прочим, знаменательный факт - где-то с начала 80-х годов киновласти научились изощрённо лишать произведения своеобразного "ореола мученичества" и соответствующей реакции заступничества со стороны публики, отнюдь не запрещая ленты, а тихо выпуская их в потоке полутора сотен остальных, хитро надеясь, что всё протечёт - и ничего не изменится. Будто пройдёт новогодняя ночь - и ничто не исполнится. Вот почему "Нейлоновая ёлка" - это кино для избранных, словно Новый год для одиноких. Доп. информация: НаградыПервый приз на МКФ в Авеллино в 1987 году.