Шведский кинематограф в частности и скандинавский в целом можно условно поделить на два неравноценных периода: «до Ингмара Бергмана» и «после Ингмара Бергмана», который рядом своих наиболее значительных в художественном и культурологическом плане киноработ 50—60-х гг. выдвинул шведский кинематограф в авангард европейского кино, и кинематограф нордических стран стал благодаря его достижениям котироваться на одном уровне с итальянским, французским и испанским. Безусловно, великий Бергман просто не мог не оставить после себя учеников и последователей, одним из которых и стал Ян Труэль, дебютировавший в далеком 1966 году очень бергмановскими по тональности фильмами «4 x 4» и «Вот твоя жизнь». Амбициозный Труэль довольно быстро завоевал свое место в шведском кино, сотрудничая в ряде своих картин с музой Бергмана Лив Ульман, с Максом фон Зюдовым и регулярно получая престижные награды и номинации от самых знаменитых киносмотров мира(от Берлинале до Оскара), в Восточной же Европе оставаясь не самым известным представителем шведского кино(все-таки на Бергмане клин сошелся в СССР и из картин Труэля в СССР был лишь по-настоящему известен приключенческий эпик 1979 года «Ураган»). В нулевых годах уже в качестве мэтра Ян Труэль работал не очень интенсивно, воспряв из творческой спячки в 2008 году своей лентой «Незабываемые моменты»(в оригинале — «Вечные моменты Марии Ларссон»), мгновенно ставшей всенациональным кассовым хитом и после длительного перерыва в карьере достопочтенного Труэля вновь отмеченной оскаровской номинацией.
«Незабываемые моменты» стали возвращением режиссера к истокам его творчества, к нарочито бергмановскому стилю, ибо в данной ленте отчетливо ощутимо влияние таких картин Бергмана, как «Сцены из супружеской жизни», «Прикосновение», «Страсть» и «Стыд». Впрочем, и излишним синефильством Труэль не увлекается, создавая вполне самодостаточный и глубокодраматичный фильм, ставший вершиной его кинематографических изысканий в нулевых годах и только Бергманом и данью уважения к нему он не ограничивается; в определенные моменты фильм отсылает и к школе итальянского неореализма, к фильмам Де Сики, Де Сантиса, Росселлини, Дзампы.
В «Незабываемых моментах» социально-политические процессы довоенной и послевоенной Швеции первой половины ХХ века пропущены через призму отдельной семьи, отдельной ячейки общества, приобретающей в рамках ленты оттенок метафоричности. Впрочем, и конструированием излишней аллегорической мозаики Ян Труэль не увлекается и главной движимой силой фильма становится мысль семейная, а исторические события воспринимаются как фон, постепенно сливающийся с показываемой обыденностью бытия бэкграунд, ибо сюжет ленты основан на реальных событиях, мастерски кинематографически препарированных Яном Труэлем.
В шведском, как, кстати и во французском, кинематографе во главе угла и центром всеобщего внимания режиссеров является женщина — любимая и не очень, обиженная и страдающая, прекрасная и волнующая. Фильмы Бергмана персонифицированно феминистски и Ян Труэль, будучи и способным учеником Бергмана, и самодостаточным мастером, в «Незабываемых моментах» главной героиней фильма сделал Марию Ларссон, с ролью которой просто блестяще справилась Мария Хайсканен. Ее персонаж является воплощением шведской женщины, слепком национального стойкого ко всем невзгодам нордического характера, спокойствия, иногда граничащего с полным подчинением и растворением. Она — истинная Мать и истинная Жена, на ней и лишь на ней держится моральная константа фильма. Для Марии фотографирование становится единственным верным способом освобождения от ставших невыносимыми и тягостными семейных уз, которые она стойко переносит; попыткой обрести свое место в жизни не только у плиты или колыбели.
Зигфрид в исполнении Микаэла Персбрандта предстает неоднозначной фигурой; режиссер не склонен его возвышать и излишне симпатизировать, а иногда даже в отношении этого персонажа проскальзывают нотки сатирической окраски и в противовес не самому благопристойному мужу находится герой Еспера Кристенсена, Себастиан, которому в структуре фильма уделено лаконичное количество времени, однако лишь такое противопоставление дает большее понимание для зрителей всех особенностей шведского характера.
Овеянный флером септической операторской работы Миши Гаврусева и меланхоличного саундтрека от Матти Бюэ, перед зрителем разворачивается неторопливая, но чрезвычайно насыщенная, драматическая и жизненная история целой семьи. Ян Труэль не стремится создавать новое кино на обломках старого, убрав напрочь игры в авангард и эпатаж и делая для зрителя «Незабываемые моменты» по-настоящему незабываемыми.
Шведский кинематограф в частности и скандинавский в целом можно условно поделить на два неравноценных периода: «до Ингмара Бергмана» и «после Ингмара Бергмана», который рядом своих наиболее значительных в художественном и культурологическом плане киноработ 50—60-х гг. выдвинул шведский кинематограф в авангард европейского кино, и кинематограф нордических стран стал благодаря его достижениям котироваться на одном уровне с итальянским, французским и испанским. Безусловно, великий Бергман просто не мог не оставить после себя учеников и последовате