Виталий Арсеньев Shared publicly - 2014-03-29T05:50:00Z
Замысел «Мятежников» родился у братьев Тавиани после съемок документального фильма о похоронах лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. Документальные кадры органично влились в художественное кинополотно, правда, для этого фильм пришлось сделать черно-белым и немного зернистым.
Объектами своего внимания и изучения Тавиани выбирают нескольких персонажей, так или иначе связанных с компартией — мятежников, ниспровергателей буржуазных устоев. Окончивший университет с дипломом философа Эрманно не хочет преподавать в школе и посвящает себя фотографии, работая ассистентом у своего друга Муцио. Вместе они готовят фотосессию, посвященную похоронам Тольятти. Но если Муцио работает, как примитивный соцреалист, которого интересуют, в первую очередь, портреты вождей компартии, членов правительства и так далее, то Эрманно ко всему подходит как художник-символист, снимая, к примеру, слепых котят, которые ассоциируются с потерянными революционерами после смерти их лидера. Джулию, жену Себастьяна, партийного чиновника, тяготит положение домохозяйки и, приехав в Рим на похороны Тольятти, она заводит роман со своей подругой. Окунувшись в воды лесбийской страсти, Джулия бросает мужа и поступает на учебу в университет. Этторе (Джулио Броджи) — эмигрант из Венесуэлы, в которой царит диктатура, а инакомыслящих и революционеров убивают под жестокими пытками. Прибывшие на похороны товарищи из Венесуэлы говорят Этторе, что их лидера убили и теперь Этторе должен занять его место, через три дня вернувшись на родину. Такая новость рождает у Этторе смешанные чувства. С одной стороны, как революционер, он гораздо более радикален, чем все его товарищи, которые в большинстве своем заражены релятивизмом и апатией. С другой стороны, он, как и они, вполне доволен сытой и комфортной жизнью в эмиграции, у него есть красивая девушка, и ему совсем не хочется возвращаться в Венесуэлу, скорее всего, на верную смерть. И, наконец, четвертый основной персонаж — кинорежиссер Людовико, снимающий фильм о последних годах жизни Леонардо да Винчи. Людовико болен странной болезнью, которая периодически его парализует, вызывая страшные боли. Но он во что бы то ни стало стремится закончить фильм о Леонардо. Последние годы жизни Леонардо тоже были глубоко символичными — он отказался от всех привилегий и отправился бродить по миру с проповедями, решив, что таким образом он принесет больше пользы людям. Его бегство ассоциируется с внутренним эскейпизмом самого режиссера Людовико, который, похоже, уже уютно вписался в уклад буржуазного кинопроизводства. Свой протест Людовико способен выражать теперь уже только в работе над фильмом, съемки которого постоянно тормозят его приступы. Когда актер, играющий Леонардо, спросит Людовико, удастся ли его герою бежать, вопрос так и останется без ответа…
Этот фильм братьев Тавиани стал первым, в котором проявилось горькое и самокритичное разочарование авторов в бывших ниспровергателях. Все они медленно, но верно занимают те ниши, против которых еще недавно яростно выступали. Наиболее символично и иронично это видно на примере Эрманно. Он будет сидеть в кинотеатре, наблюдая на экране смерть последнего великого ниспровергателя-анархиста-нонконформиста — Безумного Пьеро из фильма Годара, который просто обкрутит голову динамитными шашками и поднесет спичку к шнуру. Выйдя из кинозала и зайдя в лифт своего уютного, буржуазного дома, Эрманно в шутку обернет голову вместо динамита мокрым полотенцем и, снимая его, сделает зрителям неприличный жест. А незадолго до этого увидит свою будущую жизнь — даже не преподавателя философии, а обычного школьного учителя физкультуры. Можно бесконечно долго спорить о том, что лучше — быть физруком или революционером, нахватавшимся наивных донкихотовских идей вместе с пагубной сатанинско-коммунистической заразой, тем более, что и позиция самих братьев Тавиани по этому поводу лет через 10 после выхода фильма кардинально изменится. Главное в этой картине — чувство грусти по идеалам, которые когда-то были святыми и нерушимыми для теперь предающих их людей.
6 из 10
Замысел «Мятежников» родился у братьев Тавиани после съемок документального фильма о похоронах лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. Документальные кадры органично влились в художественное кинополотно, правда, для этого фильм пришлось сделать черно-белым и немного зернистым. Объектами своего внимания и изучения Тавиани выбирают нескольких персонажей, так или иначе связанных с компартией — мятежников, ниспровергателей буржуазных устоев. Окончивший университет с дипломом философа Эрманно не хочет преподавать в школе и посвящает се