«Нос», СССР, 1977
Режиссером экранизации одноименной повести Гоголя выступил известный и очень талантливый и режиссер, и актер — Ролан Быков. Он же сыграл в этом телефильме одновременно три роли: самого майора Ковалева, его сбежавшего Носа и пьяницу цирюльника. Фильм для закрепления именно литературного произведения Гоголя идеален, поскольку, за исключением концовки и нескольких сцен, следует прямо за повествованием писателя. Ролан Быков мало того, что прекрасный режиссер, так и на роль гоголевского персонажа очень подходит: характерность и свойственная Р. Быкову какая-то особая гротескность в очень многих его ролях.
О самом гоголевском «Носе» говорить не буду, написаны целые монографии. Отмечу, что в фильме удалось показать всю особую значительность этой «фигуры». А особый символический смысл этого Носа, который совершенно не случайно превращается в статского советника, безусловно, имеется. Нос как наш социальный статус, имидж, с потерей которого в этот мир можно и не соваться. Вся многозначность и значительность носа отражена в известных пословицах и поговорках: «не вешай нос», «задрать нос», «водить за нос», «утереть нос», «с гулькин нос», «оставить с носом» и т. д.
Из плюсов:
- прекрасная операторская работа. Очень хороши крупные планы, показывающие чрезвычайно характерные, именно «гоголевские» лица персонажей фильма, а также и общие «очень русские» планы: пейзажи, церкви, петербургские улицы.
- именитый и блестящий актерский состав: Ролан Быков, Г. Бурков, Ю. Богатырев, И. Саввина, Е. Санаева, Б. Брондуков, Л. Дуров, Е. Евстигнеев, В. Басов. А также, может быть, менее известные, но талантливые мастера эпизодов: В. Никулин, З. Шарко, З. Славина.
- Потрясающая сцена с зеркалом, в котором изображение майора Ковалева начинает жить собственной жизнью.
- Хорошо показана социальная составляющая гоголевской повести: критика как нравов николаевской России (взяточничество, раболепие), так и убогой жизни простого народа.
-Концовка, конечно, совершенно иная, чем у Гоголя. Но у Гоголя в конце — многоточие. Что случится с майором Ковалевым в дальнейшем неизвестно. Концовка, предложенная Р. Быковым, вполне гоголевская и, исходя из фантасмагоричности повести, вполне возможная.
Из минусов:
- Мне фильм показался несколько затянутым. Главной причиной этой затянутости является желание авторов очень точно следовать за размеренным гоголевским рассказом (практически прямо по тексту). Гораздо лучше смотрятся вольные интерпретации гоголевской повести.
- Текст от автора подается то через рассказ самих героев, то текстом в кадре. Причем, текст в кадре используется только на протяжении четверти фильма, а затем и вовсе исчезает.
8 из 10
«Нос», СССР, 1977 Режиссером экранизации одноименной повести Гоголя выступил известный и очень талантливый и режиссер, и актер — Ролан Быков. Он же сыграл в этом телефильме одновременно три роли: самого майора Ковалева, его сбежавшего Носа и пьяницу цирюльника. Фильм для закрепления именно литературного произведения Гоголя идеален, поскольку, за исключением концовки и нескольких сцен, следует прямо за повествованием писателя. Ролан Быков мало того, что прекрасный режиссер, так и на роль гоголевского персонажа очень подходит: характерность и