Начинается фильм…
Заявочный кадр, это Синопское сражение, 18 ноября 1853 года. Там, где Нахимов сильно побил турок. И вот начинается. Русские, турецкие корабли, друг друга крушат из пушек. В полной темноте, там такие блики залпов. Диктор говорит что-то типа того, что все окрасилось в багровые цвета. Не помню цитату, но смысл такой. Видно, что художник хорошо знаком с некоторыми картинами Ивана Константиновича Айвазовского. Например, картина, которая изображает Синоп. К сожалению, это не та картина, она называется «Ночь после сражения». Там, где догорают турецкие корабли. Там не показано сражение, там показано, что с ними потом было. Ну, и там, в самом деле, референс четкий, темнота, огонь до неба, все плохо. А если посмотреть картину Айвазовского «Синопское сражение», то оно днем происходит. Всем известно, что началось оно в 12:30, а закончилось в 14:00. Фрегат турецкий свинтил, и считается, что где-то тут сопротивление турок прекратило иметь организованный характер. Ну, к 16:00 совсем уже разобрались, но это еще светло. И этот заявочный кадр словно задал тон всему фильму.
При всем накале страстей Крымская война даже примерно не может считаться какой-то мировой войной или репетицией к мировой войне. Потому, что в ней принимали участие Россия, с другой стороны Турция, Франция, Британия, Сардиния. И все. Нам потом в фильме рассказали, что была гигантская география охвата и глобальные цели у этой войны. И на Белом море воевали, и на Тихом океане воевали, и угрожали Финскому заливу.
Дальше нам в фильме расскажут, какие силы во всем этом были задействованы. И сразу будет понятно, что это рейдовая операция, которая на глобальные цели никак не тянет. Потому, что если говорить о мировой войне, должен быть глобальный конфликт с большинством стран, которые в нем, так или иначе, участвуют.
И вот у нас рассказывают, как Николай I поехал в Англию договариваться с премьер министром Робертом Пилем и повидаться с королевой Викторией. Естественно, договаривались они о разделе имущества «больного человека Европы», то есть, Турции. Ну, понятно, имеется в виду, что они договорились с англичанами, но бумаг никаких не подписали. И фраза такая: «На самом деле война была предрешена уже тогда, когда английский премьер клялся Николаю в верности».
Я не понимаю, причем здесь был вообще несчастный Роберт Пиль. Потому, что он к Крымской войне никакого касательства не имеет. Потому, что он ушел в отставку в 1846 году, а в 1850 году он коварно поехал кататься на лошади в Гайд-парк, где с лошади упал и умер. То есть, он трех лет не дожил до Крымской войны. Зачем его туда приплели?
Создатели фильма, видимо, не в курсе.
Минут 15 нам рассказывают про оборону Соловецкого монастыря, ни слова не сказав, чем занимались англичане все остальное время. А было бы интересно для глубины понимания проблемы. Возникает такое мнение, что они туда приехали специально Соловецкий монастырь брать. Так вот нет. Расскажите, чем они там занимались по-настоящему. Документы-то все есть. Сколько они урона нанесли, потопили судов, коров перерезали, сколько людей убили.
Нам 15 минут рассказывают, как монахи ходили крестным ходом во время обстрела. И собственно этим-то и спаслись.
В третьей серии начинается рассказ собственно про Крым и оборону Севастополя. Там говорят так: «Однако корабли противника обошли Севастополь, они не рискнули атаковать город с моря». Ну, высадились у Евпатории. Как-то мне всегда казалось неправильно показывать наших противников конченными идиотами. Потому, что боевые действия против конченных идиотов очень сильно принижают твой собственный уровень.
«К тому же союзники были почти поголовно вооружены скорострельными нарезными винтовками, штуцерами. Русские солдаты в основном располагали гладкоствольными винтовками, с меньшей точностью и дальностью стрельбы». «Гладкоствольная винтовка, Карл!» Она или гладкоствольная, и тогда это ружье. Или винтовка. Но «гладкоствольная винтовка», это примерно как «квадратный круг». А по поводу скорострельности штуцера того времени, вы рехнулись? Он заряжался со ствола. Туда приходилось пулю по нарезам вгонять, в этот самый ствол. Примерно на 15 процентов у штуцера скорострельность ниже, чем у «гладкоствольной винтовки».
Парусные корабли стреляют по баллистической траектории. Генералы показаны какими-то дураками. Как рассчитывали их начальники, я имею в виду Николая I, хоть что-то с ними выиграть, они же больные. Меньшиков ничего не знает, Кирьяков паникует. Один Нахимов молодец. Потому, что он теперь православный святой?
Общий вывод из фильма такой: «Мы конечно проиграли. Но, в общем-то, не очень-то и проиграли. Потому, что заняли только половину Севастополя».
Это пропагандистское кино про силу русского оружия. Зачем врать? Непонятно. Русское оружие и так могучее, Зачем врать, зачем искажать-то? Немедленно отрывок из известного художественного фильма идёт на ум:
«Борис, не нанимай на это дело идиотов».
Зачем вы их берете, кто эти люди, кто вам их порекомендовал? Кто это написал, кто это проверял? Сумасшедший дом. Деньги, между прочим, освоены, потрачены. Казенные, поди? Это государство дает на пропагандистские фильмы о славе и величии русского оружия.
Что они там пропагандируют? Такая пропаганда нам не нужна точно. (с)
Стыдно, граждане.
1 из 10
Начинается фильм… Заявочный кадр, это Синопское сражение, 18 ноября 1853 года. Там, где Нахимов сильно побил турок. И вот начинается. Русские, турецкие корабли, друг друга крушат из пушек. В полной темноте, там такие блики залпов. Диктор говорит что-то типа того, что все окрасилось в багровые цвета. Не помню цитату, но смысл такой. Видно, что художник хорошо знаком с некоторыми картинами Ивана Константиновича Айвазовского. Например, картина, которая изображает Синоп. К сожалению, это не та картина, она называется «Ночь после сражения». Там,