Первая мировая война… Одна из самых страшных страниц в истории человечества. Серьезные изменения на политической карте, «дебют» танков и химического оружия, десятки миллионов погибших солдат и мирных жителей… Этому событию посвящено множество фильмов — от классического «На Западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна до «Боевого коня» Стивена Спилберга. И, пожалуй, самым необычным киновидением той поры является британская лента «О, что за чудесная война» 1969 года.
Многих зрителей, впервые увидевших эту картину, удивляет и даже шокирует тот факт, что перед ними — не серьезная военная драма, а музыкальный фильм. Как можно изображать войну с кордебалетом и залихватскими песнями?! Это всё равно, что снять водевиль об ужасах Холокоста.
«…Чудесная война!» нарочито театральна. Однако такое режиссёрское видение тех исторических событий как нельзя лучше подчеркивает главную идею фильма: бесцельность той войны, бессмысленность всех разрушений, страданий и человеческих жертв. Именно поэтому в фильме и создается контраст между обыденной жизнью и войной, а сама Первая мировая сравнивается то с кукольным спектаклем, то с ярмарочной каруселью (позже подобный же приём противопоставления будет использован Бобом Фоссом в фильме «Кабаре»).
Лента — режиссерский дебют Ричарда Аттенборо. И в данном случае, «первый блин» точно вышел отменным: будущему постановщику «Ганди» и «Чаплина» не в чем себя упрекнуть — в картине множестве интересных находок с точки зрения мастерства постановки. Чего только стоит пролог, в котором мировая политическая ситуация, сложившаяся перед началом войны, раскрывается в ходе бесед высших чинов европейских держав на ажурной белой веранде! Действие фильма постоянно «перепрыгивает» с эпизодов комичных, театральных, наполненных светскими разговорами, музыкой и танцами на «реальные» сцены военных действий, суровые будни окопов и обстрелов: высшие чины веселятся на роскошном приёме — в армию привозят кресты для свежих могил, генерал размышляет о быстрой победе — солдаты гибнут в сражении при Сомме… Однако, благодаря мастерству Аттенборо, все сцены ленты смотрятся очень органично. Кстати, фильм вполне «историчен», в нём нашли отражение многие события и реалии Первой мировой — убийство эрцгерцога Фердинанда, мобилизация, битвы при Вердене, Сомме и Пашендейле, выступления суфражисток, работа госпиталей.
Один из лучших эпизодов фильма — сцена, в которой английские и немецкие солдаты, будучи противниками, поют друг другу рождественские песни. Посыл картины очевиден — «в войне нет победителей», война — безжалостная машина, калечащая человеческие судьбы, бессмысленное кровопролитие, необходимое лишь для утешения амбиций нескольких стоящих у власти человек, тогда как обычные люди мечтают о мирном небе, семье, тихой и спокойной жизни.
Говоря об этой ленте, нельзя не отметить замечательную работу оператора, композитора, хореографов и особенно команды художника-постановщика — соединение бутафорности и тонкой проработки мельчайших деталей декораций, автомобилей, военной техники, костюмов… В ряде сцен смена обстановки происходит прямо на глазах зрителей (как в недавней версии «Анны Карениной» Джо Райта), что только добавляет фильму визуального колорита.
Картина получила немало престижных наград: на её счету «Золотой Глобус» и несколько статуэток BAFTA. А вот Американская киноакадемия фильм «не заметила». По-моему — большое упущение!
8 из 10
Первая мировая война… Одна из самых страшных страниц в истории человечества. Серьезные изменения на политической карте, «дебют» танков и химического оружия, десятки миллионов погибших солдат и мирных жителей… Этому событию посвящено множество фильмов — от классического «На Западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна до «Боевого коня» Стивена Спилберга. И, пожалуй, самым необычным киновидением той поры является британская лента «О, что за чудесная война» 1969 года. Многих зрителей, впервые увидевших эту картину, удивляет и даже шокирует то