Если бы франшиза «Париж, Берлин и т. д., я тебя люблю» решила побывать в Швеции, то фильм Роберта Будро «Однажды в Стокгольме» (в оригинале просто Stockholm) запросто мог бы в нее войти. Это становится понятно уже на первых кадрах, когда главный антагонист под бодрый саундтрек шагает на фоне открыточных городских пейзажей и ретро-автомобилей. Конечно, фильм тогда пришлось бы изрядно сократить, но это пошло бы ему на пользу. А то кажется, что действие происходит в режиме реального времени.
Фильм рассказывает об ограблении Стокгольмского Кредитбанка со взятием заложников, после которого и возникло понятие «стокгольмского синдрома». Сценарий Роберт Будро написал на основе статьи Дэвида Лэнга в газете New Yorker. Однако, режиссер предпочел не доскональное воспроизведение событий, а воссоздание духа эпохи благословенных семидесятых.
Стокгольм — это благочинное и обеспеченное европейское захолустье, заложников здесь отродясь не брали, а об ограблениях банков разве что кино смотрели: «Детектив Буллитт», или «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид». Никто не знает, что с этим делать. Начальник полиции вежливо беседует с грабителем (можно, мы тут на втором этаже банка посидим, пока вы на первом с заложниками развлекаетесь?) Полицейские и даже снайперы одеты в замшевые и вельветовые пиджаки, а из милого домашнего транзистора льются песни Боба Дилана.
Несмотря на криминальный сюжет, «Однажды в Стокгольме» это не триллер. Градус напряжения здесь поднимается раз в пятнадцать минут, чтобы тут же упасть до нуля. По абсурдности происходящего это тянет на комедию, но и тут явно не докрутили, напустив полагающегося случаю драматизма. О психологическом исследовании феномена «стокгольмского синдрома» можно вообще забыть. Бандит, взявший заложников, милый и честный парень. Не Робин Гуд, конечно, но «секс-наркотики-рок-н-ролл» и «жить быстро, умереть молодым». Как можно в такого не влюбиться? Особенно, если ты затюканная работой, бытом и мужским шовинизмом красивая, сильная, умная, любящая и… какая там еще? Если кто не в курсе, смотрите мультик «Красавица и чудовище», там все подробно и с шутками-прибаутками расписано.
Актеры раскручивают этот балаган с явным удовольствием. Итан Хоук просто отрывается, играя главного злодея. Когда еще ему выпадет столь колоритная роль при столь минимальных драматических затратах. Марк Стронг в кои-то веки щеголяет длинными патлами, а Нуми Рапас подтверждает статус звезды, играя Бьянку, ту самую жертву, проникнувшуюся чувством к своему мучителю.
Больше всего происходящее напоминает карикатуры из «Крокодила». Отдельные сцены граничат с гениальностью, например когда заложница под дулом автомата учит своего недотепу-мужа готовить селедку. Или когда бандит звонит ужинающему в одиночестве премьер-министру, а это, на минуточку, Улоф Пальме, разделяющий левые взгляды и критикующий американцев за вторжение во Вьетнам. Эпоха семидесятых нарочито подчеркивается — времена были проще, жизнь легче, деревья выше, сплошное ностальжи! Фильм приятный во всех отношениях, особенно, если забыть, что он говорит о довольно страшных вещах. Красота кроется в деталях, а с ними в фильме порядок. Авторы успели пройтись и по ушлым журналюгам, которым плевать на жертвы, лишь бы заполучить эксклюзив, и по тупым полицейским чинушам, и в теме гендерных ролей в семейных отношениях успели невзначай пошарить. В последней трети действие набирает обороты. И благодаря отличному актерскому составу абсурдность происходящего не кажется выходящей за рамки.
Проблема в том, что стокгольмский синдром это защитная реакция мозга, который вопреки доводам рассудка начинает очеловечивать злодея. Потому что с человеком можно иметь дело, а со зверем, или с машиной для убийства — нет. А значит, у жертвы нет шанса выжить. Но бандиты в фильме изначально не звери, а напротив, хорошие парни, которым просто не повезло в жизни: денег не хватало, папаша был той еще тварью. Не только жертвы, но и зрители быстро проникаются к ним симпатией. А настоящим злодеем становится шеф полиции. Так что всем повезло, что такая женщина, как Бьянка, взяла дело в свои руки. Была бы она глупой курицей, и все закончилось бы трагедией. А она сумела выпутаться из такой переделки с минимальными потерями. И неважно, почему она это сделала, потому что хотела выжить и вернуться к мужу и детям, или потому что влюбилась в отчаянного ковбоя-рокера, так отличающегося от ее окружения. Авторы решили настаивать на стокгольмском синдроме. Но он получился притянутым за уши.
Историю можно было бы докрутить, но похоже титр «по мотивам абсурдных, но реальных событий» не дал авторам склониться ни в ту, ни в другую сторону. А жаль. Комедия могла бы стать культовой.
6 из 10
Если бы франшиза «Париж, Берлин и т. д., я тебя люблю» решила побывать в Швеции, то фильм Роберта Будро «Однажды в Стокгольме» (в оригинале просто Stockholm) запросто мог бы в нее войти. Это становится понятно уже на первых кадрах, когда главный антагонист под бодрый саундтрек шагает на фоне открыточных городских пейзажей и ретро-автомобилей. Конечно, фильм тогда пришлось бы изрядно сократить, но это пошло бы ему на пользу. А то кажется, что действие происходит в режиме реального времени. Фильм рассказывает об ограблении Стокгольмского Креди