«- Кто воюет мечом, тот от меча и гибнет.» (с)
Роман — эпопею великого польского писателя, классика мировой литературы Генрика Сенкевича «Огнём и Мечом», в 1999 — ом году блистательно перенёс на экран знаменитый польский кинорежиссёр Ежи Гофман. На тот момент, это была самая высокобюджетная польская постановка, обошедшаяся своим создателям в целых 24 миллиона злотых (примерно 8 миллионов $). Лишь вышедшая двумя годами позже, экранизация другого произведения этого писателя — «Камо Грядеши?», смогла превзойти эту суму. Для бедного польского кинематографа, известного в основном своими артхаусными драмами или «разговорными» картинами, этот дорогостоящий проект был настоящим событием — прорывом, с кучей как европейских, так и национальных звёзд, огромными массовками, историческими костюмами, батальными сценами и красивыми съёмками воссозданного быта 17 — ого века. Словом, всем тем, что подразумевает под себя такое весьма ёмкое определение, как «кино большого стиля». Надо признать, что потуги польских кинематографистов сыграть на патриотизме и привлечь к родной классике молодёжь, возымели таки успех — давно вынашиваемый культовым режиссёром фильм пришёлся по душе зрителям. Став для поляков, благодаря рекламной раскрутке и живому зрительскому интересу тем же, чем для нас в конце 90-ых стал «Сибирский Цирюльник». То есть — глотком свежего воздуха, чем — то родным и душещипательным. Словом — национальный блокбастер, способным не только на равных конкурировать с голливудскими хитами, но и дать им фору!
Надо признать, что кино и в самом деле получилось довольно неплохое. Немного не достаёт лоска батальным сценам, да и снимать изначально следовало на широкоформатную киноплёнку. Но, если не придираться к несущественным изъянам, то у Ежи Гофмана получилось снять качественное, добротно разыгранное интернациональным актёрским ансамблем историческое кинополотно. Которое можно сопоставить с таким отечественным фильмом как мини — сериал Ускова и Краснопольского — «Ермак». Картина Гофмана, кстати так же, в телевизионном формате превращена в сериал из 4 — ох серий (так «Огнём и Мечом» минуя кинопрокат, был немного позже показан на российском ТВ). Но такой формат идёт этой экранизации больше, поскольку довольно сложно смотреть в кинозале картину, длящуюся почти 3, 5 часа. Да и от обилия второстепенных, как вымышленных, так и настоящих исторических персонажей, по первой немного рассеивается внимание.
Не будучи знакомым с оригиналом, т. е. с романом Генриха Сенкевича, знаю однако то, что книга это довольно толстая, что то около тысячи страниц. А такую большую прозу невозможно перенести на экран без потерь, тем более когда хронометраж ограничен. Но одно можно сказать точно: адаптация классической книги, проделанная самим Ежи Гофманом, собственноручно написавшим сценарий, производит положительное впечатление. Сильных сокращений, идущих в ущерб рассказываемой истории не заметно, все персонажи, даже второстепенные — получились яркими и запоминающимися. Большое количество событий и локаций не мешает с интересом смотреть на развитие сюжетной линии главных героев, которые бывает, что на долгое время исчезают из повествования, уступая место историческим личностям, которые вершат историю государства. Ведь в книге Сенкевича, как это часто бывает в случае историко — приключенческой прозы, написанной к тому же, почти что в жанре мелодрамы — вымышленные писателем герои действуют рука об руку с реальными историческими прототипами и личностями.
Если обойтись без пересказа политической атмосферы того времени, то сюжет повествует о любви польского рыцаря Яна Скшетуского и казацкого атамана Юрко Богуна к красавице Елене, из княжеского рода Курцевичей. Всё это происходит на фоне крупных исторических потрясений 1648 -ого года, когда началось народное восстание по всей Украине, и борьба за её независимость от Речи Посполитой. В вихрь военных событий оказываются замешаны также приятели: лучший фехтовальщик — Михал Володыевский и толстый выпивоха — пан Заглоба, давший обет целомудрия силач Подбипента, проворный слуга Скшетуского — Жендзян и многие другие. Много времени уделяется и историческим персонам вроде Богдана Хмельницкого и князя Ярёмы Вишневского. Режиссёр, как и писатель старается не принимать чью то сторону, в стремительно начавшейся Гражданской войне, расколовший Украину. У каждого из героев своя правда и свои цели, и каждый готов идти ради их достижения до самого конца, не щадя не своей, не чужой жизни. Деревни пылают, вешают и сажают на колья взбунтовавшихся крестьян, враждующие силы собираются в армии и с переменным успехом громят друг друга в кровавых баталиях. К то то желает сохранить текущий государственный уклад, кто то не желает жить под милостью магнатов, а кто то просто пытается выжить на поле брани, что бы спасти свою возлюбленную…
Из «звёздных» исполнителей выделю самых известных, имевших центральные роли, и тех, что сумели создать выпуклые образа своих персонажей. Это красавица Изабелла Скорупко (известная по таким фильмам как «Золотой Глаз» и «Одиссей») — сыгравшая княжну Елену; Михал Жебровски в роли отважного Яна Скшетуского; наш каким то чудом попавший в этот проект Александр Домагаров — выступивший в роли неукротимого Богуна; и народный артист Украины — Богдан Ступка, воплотивший образ Богдана Хмельницкого. Так же запомнились и менее известные артисты, такие как Войцех Маляйкат — сыгравший забавного пройдоху Жендзяна (чем то похожий на Сэма из «Властелина Колец»), и Кшиштоф Ковалевский — сыгравший пана Заглобу, едвали не самого комического персонажа саги — этакая ядрёная смесь из Санчо Пансы и Тараса Бульбы! Понравился и Анджей Северин, создавший на экране противоречивый образ польского воеводы Ярёмы Вишневского, который готов подавить холопий бунт самыми жестокими мерами, делая это ради спокойствия отчизны и единства Украины…
Операторская работа Гжегожа Кендзерского радует красивыми натурными съёмками, панорамными видами баталий и множеством запоминающихся планов. Картинка у фильма хорошая, яркая и чёткая, но больше тяготеет к телевизионному качеству, нежели к фильму рассчитанному на кинотеатральный прокат. Впрочем, это может быть от того, что я слишком привык к тому, что подобные размашистые кинополотна снимаются на широкоформатную плёнку, о чём говорил ещё в начале своей рецензии. Порадовал и композитор Кшесимир Дембский — саундтрек у фильма совершенно бесподобный: много запоминающихся музыкальных тем, как лирических и грустных так и задорно — весёлых композиций. Особо понравились такие как: польская — народная песня «Гэй, Соколы!», и «Ой, чiйто кiнь стоiть» — которую прекрасно исполняет под звуки бандуры герой Александра Домагарова — страдающий от неразделённой любви лихой красавец — казак… В целом, польский историко — мелодраматический боевик «Огнём и Мечом» — производит положительное впечатление. Думаю картина может быть интересна не только тем, кто любит или на оборот не любит читать «увесистую» классику, но и поклонникам хорошего исторического кино. Фильм Ежи Гофмана сделан от всего сердца, и это нельзя не заметить.
«- Кто воюет мечом, тот от меча и гибнет.» (с) Роман — эпопею великого польского писателя, классика мировой литературы Генрика Сенкевича «Огнём и Мечом», в 1999 — ом году блистательно перенёс на экран знаменитый польский кинорежиссёр Ежи Гофман. На тот момент, это была самая высокобюджетная польская постановка, обошедшаяся своим создателям в целых 24 миллиона злотых (примерно 8 миллионов $). Лишь вышедшая двумя годами позже, экранизация другого произведения этого писателя — «Камо Грядеши?», смогла превзойти эту суму. Для бедного польского к