Вот она, «Ох уж эта Настя!» Очарован, впечатлен, искренне тронут, и все еще продолжаю удивляться. Основательно покопавшись в памяти, обнаружил, что не знал сюжета картины вовсе! Что интересно, название данного фильма стало попадаться на глаза в телеанонсах примерно с середины нулевых годов, как помнится, на каналах «Детский мир», или «Культура». И даже в программе телепередач, в период с 1980 по 1989-й годы, чудесным образом выложенной на одном интернет- ресурсе, о нем нет упоминания.
А меж тем, фильм достаточно известен, обожаем зрителями. В юную актрису Иру Волкову были влюблены тысячи сверстников со всей страны. И ей, как и впоследствии суперизвестной Наташе Гусевой, приходилось получать мешки писем от преданных поклонников. Ну а «Лесной олень» в исполнении Аиды Ведищевой, стал гимном всех романтиков, искренне верящих в мечту.
В чем же очарование этой светлой и доброй, искренней и чистой, небольшой по времени черно-белой киноленты? Львиная доля ее успеха- это, конечно же, главная героиня Настя Рябинина. Она щедро делится сказочными историями с окружающими; с увлечением занимается художественной гимнастикой; мечтает стать пионеркой. Казалось бы, красивая, веселая и общительная девочка должна пользоваться успехом у одноклассников, но…на деле все наоборот. Черная пантера, волшебный город-остров ЭОЛИС, встретившийся с НЛО «летчик» мешают и вредной однокласснице, и не совсем опытной учительнице, и целеустремленной и принципиальной старшей сестре Свете. И вряд ли кто-то из обидчиков задумался хоть на минуту- а где же та грань между враньем и богатым воображением? Так ли очевиден вред от вымысла, порожденного ярким и многогранным внутренним миром? И не приведет ли Настю непонимание окружающих в полный отрыв от реальности?
Нынешним юным зрителям, скорее всего, не совсем понятна острота и глубина переживаний Насти по поводу задерживающегося приема в пионеры. Но достаточно просто представить- что из себя представляла идеология тогдашнего времени. Растянувшаяся на десятилетия, встречавшая человека с рождения и сопровождавшая всю жизнь. Вросшая корнями в сознание…Потому и рыдает Настя, искренне верящая в святость идеалов галстука, барабана и горна. Ее чистая и светлая душа не может смириться с «несправедливостью». Очень выразительно показано ее мнимое чувство одиночества, когда даже мультяшная пантера на мгновение отстраняется от нее, не давая себя погладить, словно и она осуждает безудержные фантазии…
Могу предположить: если бы фильм снимали в годах 40—50-х, то весь сюжет был бы построен на перевоспитании в общем-то неплохой, но малость заблуждающейся девочки совместными усилиями мудрой и опытной учительницы, верных товарищей и сознательной пионервожатой. При этом все действия героев сопровождались бы бодрой речевкой, пафосными словами, торжественными клятвами и, как кульминация, аналогом песни: «Когда отряд идет в поход, не отставай, дружок!».
Но, так или иначе, к 70-м годам в советском кинематографе наметилась явная тенденция к увеличению показа внутреннего мира личности, отображению чувств, надежд и переживаний индивидуума, пусть даже это и вело к противостоянию с «коллективным разумом».
Один из самых значащих эпизодов фильма -обсуждение и осуждение Настиного сочинения. Казалось бы, известная фантазерка, могла и в этот раз проявить себя «во всей красе»- описать мечту стать известным ученым или слетать на Луну, подобно остальным одноклассникам. Но нет, Настя не собирается увеличивать количество набивших оскомину и одобренных официозом клише, ведь они-то как раз и были ложью, «потому, что так надо» … И пусть неодобрительно качает головой Марьяна Борисовна под угодливый смех одноклассников; пусть гневается Света, выведенная из себя нестандартностью младшей сестренки. Зато есть часто пропадающая в экспедициях, но горячо любимая мама; есть гимнастика и чуткий и отзывчивый тренер; есть добрый и находчивый Саша; есть верный, пусть и нарисованный друг- пантера. Есть вера в чудеса, и есть заветные мечты. И тюльпаны ЭОЛИСа тоже существуют!
И да, став взрослыми, мы часто, с грустной и светлой улыбкой, возвращаемся в грезы детства; подобно тренеру, «помнящей» благоухание апельсиновых рощ и шум Мадрида. И, как же хочется надеяться, что Настя, став пионеркой, а потом и совсем взрослой, не позабудет никогда то «прекрасное далеко», и своих чудесных спутников жизни.
Лишь с возрастом мы осознаем стильность монохрома и богатство светотени, при кажущейся скупости в палитре цветов. Обращаем внимание и на ракурсы, и на работу с пространством и с движением камеры. Не случайно, видимо, черно-белый фильм Юрия Победоносцева получил в 1972 году почетный диплом на Международном кинофестивале в Панаме, а на следующий год режиссеру были вручены приз и премия за лучший фильм для детей и юношества на Всесоюзном кинофестивале. Выше уже было сказано о великолепно проделанной работе Ирины Волковой; а роль принципиальной и строгой красавицы Светы занимает достойное место в фильмографии Натальи Гвоздиковой. Увлеченную наукой, но добрую маму, чудесно сыграла актриса более старшего поколения Нина Архипова.
Рекомендуется к просмотру и детям и взрослым. Последним так вообще исключительно для осознания, что в каждом ребенке надо увидеть индивидуальность, вовремя услышать, понять и принять его.
10 из 10
Вот она, «Ох уж эта Настя!» Очарован, впечатлен, искренне тронут, и все еще продолжаю удивляться. Основательно покопавшись в памяти, обнаружил, что не знал сюжета картины вовсе! Что интересно, название данного фильма стало попадаться на глаза в телеанонсах примерно с середины нулевых годов, как помнится, на каналах «Детский мир», или «Культура». И даже в программе телепередач, в период с 1980 по 1989-й годы, чудесным образом выложенной на одном интернет- ресурсе, о нем нет упоминания. А меж тем, фильм достаточно известен, обожаем зрителями