Мой дом — моя крепость. Это неоспоримая и извечная истина, аксиома и максима для каждого человека, дом которого есть и средоточием личного неприкосновенного пространства, и панцирем, защитой от окружающих невзгод и страхов. Впрочем, в мировом кинематографе дом как ценность и место спасения перестал быть таковым со времени появления первых фильмов ужасов и триллеров. Дом становился в ряде случаев одним из главных источников зла, морально и физически терзая героев, дом как средоточие готической традиции, несущей в себе отпечаток вязкой гнетущей истории.
Перед нами стоит 25-летний парень Дэнни Хилл, герой третьей по счету полнометражной режиссерской работы Генри С. Миллера «Оккупант» 2011 года. Он обычен, в меру симпатичен и почти не психопатичен. Умершая бабушка нашего героя завещала ему квартиру в престижном доме на Манхэттене, поставив ему оригинальное условие пожить в квартире 12 дней, не покидая ее. На первый взгляд, все просто. Но Дэнни предстоит пережить самый настоящий кошмар в завещанном ему жилище.
Несмотря на указанное место действия, престижный район Манхэттен в не менее престижном, вудиалленовском Нью-Йорке, «Оккупант» представляет из себя непростое и крайне депрессивное кинозрелище, напрямую отсылающее зрителя к макабрической традиции «Жильца» и «Отвращения» Романа Полански. «Оккупант» — это история медленного безумия, неуправляемого сумасшествия, тайн и страстей, замкнутых в гламурных застенках манхэттенских высоток. Режиссер Генри С. Миллер и оператор Харлэн Босмаджян мастерски нагнетают в фильме атмосферу неизвестного кошмара, погружая зрителя в давящую клаустрофобию, рисующую в душе отблески самых худших и глубоко затаенных, фрейдистских кошмаров главного героя, обманчиво безобидного, как и Норман Бэйтс. Также в картине Генри С. Миллера присутствует и социальный конфликт, извечная борьба бедных и богатых. Герой Вана Хэнсиса, Дэнни, попадает по сути в чужеродную для себя среду, а такое событие для любого человека яляется стрессовым и опасным. Потому весь происходящий в фильме в течении 12 дней кошмар истолковывается и как пробуждение страхов не психологических, а социальных, страхов от невозможности вписаться и перестать быть как все. Лаконичными режиссерскими мазками, силлогичным и будто сотканным из разума шизофреника сцекнарием Джонатана Бретта и качественной по своей убедительности актерской игрой Генри С. Миллер творит в «Оккупанте» многопластовую историю одиночества, безумия и осознания собственной ничтожности.
Мой дом — моя крепость. Это неоспоримая и извечная истина, аксиома и максима для каждого человека, дом которого есть и средоточием личного неприкосновенного пространства, и панцирем, защитой от окружающих невзгод и страхов. Впрочем, в мировом кинематографе дом как ценность и место спасения перестал быть таковым со времени появления первых фильмов ужасов и триллеров. Дом становился в ряде случаев одним из главных источников зла, морально и физически терзая героев, дом как средоточие готической традиции, несущей в себе отпечаток вязкой гнетущей и