По роману Эдварда Андерсона "По ночам они воры” (Thieves by ight). Первоначально эта картина оставила большинство критиков довольно равнодушными, но в последующие годы фильм был переоценён в свете установившейся к тому времени репутации Рэя, как автора с некоей постоянной темой и глубоко личным стилем, свойственным только ему одному. Если выделить темы и элементы стиля, которые будут характеризовать эту и некоторые будущие работы Рэя, "Они живут по ночам” с тонким пониманием и состраданием рассказывает об обречённой любви юных беглецов от правосудия с эмоциональными шрамами на сердце. Здесь и съемки с ручной камеры в автомобиле - коронные приемы новой волны. И бунт против общества. Любовь и противостояние миру и системе. Все, что мы видим в "Джонни-гитаре”, "Бунтовщике без идеала” и "Опасной территории” или "В укромном месте”, или любом другом фильме режиссера Рея. Он это сказал сразу: резко и прямо. В совершенном noir - "Они живут по ночам”. Наверное, было бы правильнее интерпретировать название в прошлом времени - "Они жили по ночам”: история изначально предопределяет фатальный конец. На первый взгляд, история любви пары преступников, ведущая свою родословную со времен Бонни и Клайда, - не нова. Заимствовав завязку сюжета у предыдущих работ, Рей подошел к задаче настолько мастерски и профессионально, что фильм захватывает с первых и до последних кадров. Чего стоит, например, снятый с вертолета автомобиль героев, несущийся по дороге (именно Рей впервые применил этот трюк в кино, из-за чего немедленно попал в кинословарь), или (со слов режиссера) импровизации съемки с ручной камеры из салона автомобиля, где главный герой увозит своих компаньонов с места ограбления. По сюжету трое уголовников бегут из тюрьмы: один из них 20-ти летний Фарли Грейнджер - просидевший в тюрьме семь лет убийство. Бандиты укрываются на заправке у одной из своих бывших знакомых, а Артур Боуерс (Фарли Грейнджер) или просто "Бой” - в первый раз в жизни знакомится с девушкой. Когда его подельники уже готовят ограбление банка. Заполучив добычу, Арт покидает своих друзей, которые организовали побег из тюрьмы, держа путь на юг, в Мексику. Однако старые друзья не отпускают Арта, а полиция уже начинает разыскивать пару беглецов... Ситуация накаляется, и "Бой” решает расстаться с беременной и больной подругой, однако поздно - его уже сдали полиции... Последний раз увидеть любимую: ночь, двор, его ждут полисмены в кустах... Этакий импровизированный путь на эшафот. И вместо того, чтобы сдаться, он лезет в плащ за револьвером и падает замертво от пулеметной очереди. Впервые режиссер показывает положительных героев, изначально находящихся по ту сторону закона - бандит оказывается приличным человеком, мечтающим о счастье, а не о грабежах и убийствах. "Они живут ночью” - один из самых пронзительных и красивых film-noir, с любованием атмосферой и эстетикой ночи - обители молодых влюбленных.