1939 год. Расстреляны товарищи Ягода и Ежов. И на экране появились следователи НКВД, которыми руководит не только большевистское правосознание, но и желание разобраться и вникнуть, дабы не обидеть невинного человека. А вдруг ошибка? И следствие они способны провести грамотно, оглядываясь на детали, с огоньком и душой, выискивая улики и доказательства, а не основываясь только на интуиции. В ход идут промокательная бумага, лупа, кропотливое восстановление порванной записки, пуговица, выезд на местность и весёлая непринуждённая беседа с молодыми свидетелями. Они охотятся по всем правилам, чтобы не выстрелить вхолостую и не опорочить невинного человека. Таковы Ларцев (распрекрасный Михаил Жаров) и Лавренко (харизматичный Сергей Никонов), следователи нового призыва НКВД. Вроде как, у нас ни за что не сажают. Вся такая внимательность к деталям следствия и превращает фильм в неплохой детектив, который даже немного держит в напряжении.
Инженер-авиаконструктор Кочин (серьёзный Николай Дорохин) вопреки запрету берёт домой чертежи нового самолёта, чтобы внести некоторые изменения по результатам последних испытаний. Почему не остался на рабочем месте? Потому что дома, за стенкой его ждала соседка-любовь Ксения Лебедева (так-сяк Любовь Орлова), с которой он пообещал провести вечер. Разрывается между чувством и долгом… И, конечно, враги, коих тьма вокруг, его наказывают за этот промах.
Шпионов, вредителей и врагов меньше не стало. Они вкусно едят в ресторане «Националь», занимают должности начальников отделов на важных заводов и вербуют и шантажируют несмышлёных девушек, проникая даже в личную жизнь инженеров-конструкторов. Но победить и разоблачить их можно только точными и честными следственными действиями и суровым сочувствием, а не расстрелами и подозрениями всех подряд. Чекистская оттепель.
Однако, Александру Мачерету, который сам снялся в фильме в эпизодической роли директора завода, и Юрию Олеше удалось показать людоедам красивую фигу в кармане и сунуть камень за пазуху. В тот самый роковой вечер в комнате Ксении Лебедевой сломались ходики, и она просит Кочина починить их. Он говорит, что это сложная работа…
- Вы можете починить?
- Починить ходики? Чёрт его знает… Вы знаете, это самая загадочная машина.
- Вы ж самолёты строите.
- Ну, самолёты… Самолёты это что, самолёты это знаете, а ходики — такая машина… У-уу.. Ну что ж давайте попробуем.
И не смог.
Портрет Сталина на стене. Интеллигентного вида человек по фамилии Галкин, говорящий на языке Юрия Олеши, оказывается вредителем и предателем. Сломанное время. Его никто не может починить и исправить.
И, конечно же, портной Абрам Гуревич и его жена Ида (неподражаемые Борис Петкер и Фаина Раневская) — это фильм в фильме. Не оторвать глаз.
8 из 10
1939 год. Расстреляны товарищи Ягода и Ежов. И на экране появились следователи НКВД, которыми руководит не только большевистское правосознание, но и желание разобраться и вникнуть, дабы не обидеть невинного человека. А вдруг ошибка? И следствие они способны провести грамотно, оглядываясь на детали, с огоньком и душой, выискивая улики и доказательства, а не основываясь только на интуиции. В ход идут промокательная бумага, лупа, кропотливое восстановление порванной записки, пуговица, выезд на местность и весёлая непринуждённая беседа с молодыми с