В Советском Союзе шпионские детективы были любимым жанром, поэтому кинофильм "Ошибка резидента" был принят на ура. Михаил Тульев стал любимым героем, которому передал суровые и искренние черты актёр Г. Жженов. Его Тульев - сын русского эмигранта, осевшего после революции в Париже. В начале 60-х годов его забрасывают на родину отца для налаживания агентурной сети. Резидент иностранной разведки не подозревает, что его случайный знакомый Бекас (Михаил Ножкин) - не хулиган с уголовным прошлым, а контрразведчик, которому предстоит следить за каждым его шагом и сыграть ключевую роль в дальнейшей судьбе. В фильме много интересных деталей. Например, неизвестно, откуда прибыл в Советский Союз Тульев и на какую западную разведку он работает. Страна напрямую не названа, но иностранцы, связанные с разведцентром, говорят по-немецки. И шифровки для резидента Тульева с позывным "Надежда" передаются по радиоприемнику на немецком языке. Далее видим флаг Федеративной республики Германии на судне "Ганновер" с портом приписки Кёльн (на нем Бекаса после проверки переправляют на Родину). Но если имеются ввиду спецслужбы Германии, то возникает нестыковка с полиграфом, на котором проверяют Бекаса: в этой стране применение детектора лжи запрещено. Еще одна условность - координаты широты и долготы, которые сообщаются для высадки шпиона. Указанное место находится в Азербайджане. Но вряд ли кто-то из зрителей взялся бы это проверить. Музыкальная сторонаФильм украсили песни Михаила Ножкина. Актер и бард исполняет в картине собственную песню "А на кладбище всё спокойненько", еще две его песни звучат в исполнении курортников ("Образованные просто одолели") и молодежной компании ("Наш сосед"). А вот "визитную карточку" Михаила Ножкина про берёзовый сок, звучащую в исполнении его героя Бекаса, написал другой бард - поэт, художник и драматург Евгений Агранович.
Рецензия по горячему следу.
Шпион «Надежда» — сын графа Тульева, всю жизнь прослужившего резидентом во Франции и мечтавшего в русской речке половить еще хоть раз русскую рыбку. «Надежда» смел, умен, опытен и удачлив. В купе поезда он встречает обаятельного парня-вора и привлекает его к разведывательной деятельности. Но вор оказался не так-то прост. Один за одним горят его помощники. Смена имени, места, заданий…
Фильм остросюжетным не назовешь, конечно. Основная тема — одиночество разведчиков, их заменяемость, жизнь во лжи. Наверно, каждый из нас хоть раз в жизни встречал патологического лгуна. Под первым слоем лжи и бравады — второй, под вторым — третий… А есть ли что-то внутри, в самой сердцевине? И если лгуны врут по той причине, что ничего особенного из своей личности сделать не смогли, а пустота никому не интересна, то для профессионального шпиона ложь — это единственный способ избежать ареста, выполнить задание, да и просто остаться в живых. Разведчик привык задвигать свое эго на самый дальний план, порой забывая, чего же хотелось от жизни… То, что сначала было «просто работой», быстро становится единственным доступным образом жизни. Пожалуй, фильм именно о том, что мы могли бы найти в душе у шпиона, если б смогли там покопаться.
В конце фильма «Надежда» говорит, что одного интереса для такой работы мало. И нет никакой ясности — зачем же русскому человеку шпионить против русских? Ради правды как таковой? Сталину насолить? Отомстить за нелегкую жизнь отца-шпиона? Заставили? Игра игрой, но не на собственную жизнь же играть! У меня есть устоявшееся восприятие этой темы, и фильм на него никак не повлиял.
Понравился Михаил Ножкин, отличная работа, а песни как спел!
Рецензия по горячему следу. Шпион «Надежда» — сын графа Тульева, всю жизнь прослужившего резидентом во Франции и мечтавшего в русской речке половить еще хоть раз русскую рыбку. «Надежда» смел, умен, опытен и удачлив. В купе поезда он встречает обаятельного парня-вора и привлекает его к разведывательной деятельности. Но вор оказался не так-то прост. Один за одним горят его помощники. Смена имени, места, заданий… Фильм остросюжетным не назовешь, конечно. Основная тема — одиночество разведчиков, их заменяемость, жизнь во лжи. Навер