« — Если придерживаться логического развития событий, то вскоре возникает вопрос, кто пациент, а кто доктор.» (с)
Некто не станет спорить с тем, что «Основной Инстинкт» — рубежное и много значащее для своего времени кино. Это был не просто эротический триллер — а настоящее произведение большого мастера, которое сочетало в себе необходимые для массового зрителя атрибуты — вроде откровенно снятых сцен совокуплений героев — но в тоже время — выдающейся представитель умного, остросюжетного кино с психологическими нюансами. Всё это, а не только одна лишь Шерон Стоун и сделали фильм Пола Верховина кассовым хитом. Который не только хорошо прошёл в кинопрокате, но и годами успешно продавался на видео. Именно сумасшедшая популярность «Основного Инстинкта» поддерживала звёздный статус, на самом деле давно выбывшей из голливудской обоймы Стоун, проведшей благодаря ему все 90-ые в звании секс — символа Америки. Это впоследствии и толкнуло её на безумный шаг — заняться продолжением принёсшей ей мировую славу картины.
Пол Верховин, к тому моменту так же начавший ощущать пробуксовку режиссёрской карьеры, мог возглавить проект. Но его остановил вовсе не возраст главной звезды фильма — хотя Стоун было уже слишком под 50. Главная претензия Верховина заключалась в том, что бы продюсеры наняли на роль психолога Майкла Гласса — новой жертвы опасной соблазнительницы Кэтрин Трамелл — соответствующего масштабам Шерон Стоун актёра. Каким был в первой картине Майкл Дуглас, который эффектно оттенял и дополнял яркий образ созданный Стоун. Но, вложившиеся по заверениям Шерон Стоун, что она вытащит картину и одна, продюсеры дали понять Верховину, что мнение звезды фильма для них важнее его. Поэтому тот сделал сиквелу «Основного Инстинкта» ручкой, и студия нашла режиссёра в лице Майкла Кейтон — Джонса. Ранее не снявшего ничего более — менее успешного, что позволило бы быть уверенными в его компетенции. Сценарий писали Генри Бин и Леона Бэриш, которым до автора первого сюжета — писателя Джо Эстерхаза, было так же далеко, как и Кейтон — Джонсу до коллеги — предшественника Верховина. Поскольку половина обошедшегося в солидные для середины нулевых 70 -ти миллионного бюджета ленты было потрачено на рекламную компанию сиквела, кроме самой Шерон Стоун — больших «звёзд» в кадре не было. Всё таки английский артист Дэвид Тьюлис — прославившийся в «Гарри Поттере и Узнике Азкабана» — не был коммерчески рентабельным исполнителем. Прочие — и вовсе неизвестные артисты, которых эффектная голливудская знаменитость без труда собой затмевает, при всяком своём появлении. Что является конечно же большим просчётом, поскольку с неуравновешенным героем Майкла Дугласа — героиня Стоун составляла равноценную пару, пожалуй перетягивая внимание на свою персону лишь в сценах связанных с сексом. Но тут и так всё понятно.
Не хочу сказать, что сыгравший угодившего в ловко расставленные социопаткой и сексоголичкой — писательницей сети, психолога Дэвид Моррисси — плохой артист. Он средний, скажем так исполнитель, беда которого в полном отсутствии харизмы. Весь фильм ходит с одинаково смурным выражением лица, и не вызывает ровным счётом ни каких чувств для сопереживания своему незадачливому герою. Адам Тауэрс (Хью Денси), Шарлота Ремплинг (Милена Гардош — психолог) — и прочие исполнители, не могут соперничать с кастингом из первой части. Впрочем, Ремплинг неплоха до поры до времени, и возможно её нужно было тоже вовлечь в экстремальные сексуальные игры со страхом летального исхода — учитывая тот факт, что Кэтрин Трамелл — бисексуалка. Тем более, что в фильме есть эпизод, в котором доктор Гардош в беседе с молодым коллегой — вероятно бывшим учеником, Глассом — говорит тому, что бы он свёл Трамелл с ней — мол она женщина, и с ней роковая красотка будет вести себя иначе. Вот казалось бы и поле для сценарной фантазии — но нет, вместо этого в сюжет вплели лезбийскую связь Трамелл с бывшей супругой Гласса. Которую сыграла блеклая и незапоминающаяся актриса. По сути в этом ещё одна загвоздка второго «Инстинкта» — кроме самой перешагнувшей возрастной рубеж Шерон Стоун — в картине больше нет красивых и сексуальных женщин. Стоун вытеснила всех и вся из кадра — став не только «изюминкой» картины, но её движущим локомотивом. Убери её на минут 20 — 25 из сюжета, как действие начинает тут же провисать, фильм начинает навевать скуку. Правда и от присутствия в кадре Стоун — всё это не сильно меняется. Видно, что эпатажные приёмчики её персонажа, в своё время шокировавшие своим феминизмом и цинизмом — теперь выглядят банальной пошлятиной. А тот эпизод, который в сценарии конечно же подчёркивал моральную целостность и силу персонажа Моррисси — когда Трамелл спрашивает, не хочет ли психолог заняться с ней жёстким сексом а после кончить в рот — мужчина вежливо её посылает. На экране из — за возраста звезды фильма — складывается впечатление, что молодой парень попросту «отшил» пожилую озабоченную извращенку — как не парадоксально, но это способно если не возбудить — то уж рассмешить зрителя… Ко всему прочему, снято кино так, словно это какой то видео — релиз — картинка не широкоэкранная, снято явно на «цифру», да и операторское решение сделать весь фильм в каких то тускло — синих тонах — лишь угнетает и делает фильм с виду какой то ТВ — дешёвкой. Саундтрек Джона Мёфи явно проигрывает композициям Джерри Голдсмита. Прокол по всем ключевым пунктам, включая тот, что почти всё действие происходящее на этот раз в Лондоне — разворачивается в разных кабинетах, домах, квартирах — в общем помещениях. Превращая картину чуть ли не в телепостановку.
Сюжет про психолога, который оказался в эпицентре смертей близких людей и знакомых, по своей самонадеянности вступив в сексуальную связь с обвиняемой в неоднократных убийствах, и всякий раз изворачивавшейся женщиной — писателем — интересным может показаться лишь в пересказе. Ну, или если вы по каким то причинам не смотрели первый «Инстинкт» — хотя и при таком раскладе, фильм Майкла Кейтон — Джонса сильно поигрывает классическому произведению Верховина. Поскольку уже не является интригой, что именно героиня Стоун — маньяк и хитроумная бестия. А поскольку персонаж Моррисси не вызывает никаких эмоций — то и переживать за него не получается. Выходит фильм о коварном и умном социопате. Но и тогда сиквел уступает тому же «Талантливому Мистеру Рипли». Целый ворох номинаций и 4 «Золотых Малины», а так же позорный коммерческий провал — закономерный итог всех натужных стараний войти второй раз в ту же реку.
« — Если придерживаться логического развития событий, то вскоре возникает вопрос, кто пациент, а кто доктор.» (с) Некто не станет спорить с тем, что «Основной Инстинкт» — рубежное и много значащее для своего времени кино. Это был не просто эротический триллер — а настоящее произведение большого мастера, которое сочетало в себе необходимые для массового зрителя атрибуты — вроде откровенно снятых сцен совокуплений героев — но в тоже время — выдающейся представитель умного, остросюжетного кино с психологическими нюансами. Всё это, а не только