Иван Федоров и Иван IV Грозный… Великий просветитель, положивший начало книгопечатанию на Руси, и великий тиран… Возможны ли здесь какие-либо параллели?
Матушка-история распорядилась так, что эти две столь разноречивые фигуры оказались рядом на плацу одной эпохи.
Впрочем, если в отношении подвижнической деятельности Федорова, его бесценного вклада в развитие культуры (напомню, в 1564 году им была выпущена первая печатная русская книга «Апостол») всегда существовала однозначная оценка, то личность Ивана IV Грозного для нас по сей день неоднозначна. Увы, мало о нем написано в учебниках истории, и в течение многих десятилетий народу навязывалась мысль о якобы правдоискательском и глубоко национальном характере правления царя. Достаточно вспомнить хотя бы нашумевший в свое время фильм С. Эйзенштейна, сделанный, кстати, по заказу Сталина, где образ Грозного был овеян ореолом доблести и мудрости.
Однако времена беззастенчивой лакировки истории проходят, и их неизбежно сменяет период переоценки ценностей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что результатом этой непростой нравственной переориентации в какой-то мере стал фильм, который на студии имени Горького сняли по заказу Гостелерадио режиссеры Юрий Сорокин и Юрий Швырев. Рабочее название ленты — «Иван Федоров», а сценарий написал А. Лапшин.
Впервые в этой картине судьба и жизнь знаменитого русского первопечатника были прослежены в контексте царствования Ивана IV. Съемки прошли уже во Львове, Москве, у стен бывшего Ипатьевского монастыря в Костроме.
В заглавной роли — молодой, но уже неплохо зарекомендовавший себя в кинематографе актер Федор Сухов. Несмотря на то, что Иван Федоров, несомненно, его самая значительная роль, нельзя не сказать о том, что исполнителю уже выпадало трудное счастье вжиться в исторический конкретный образ: трижды доводилось ему играть в кино А. М. Горького.
Если Сухов пока еще не был избалован широкой популярностью, то имя Иннокентия Михайловича Смоктуновского могло служить звонкой рекламой грядущему фильму.
Обращает на себя внимание и тот факт, что впервые в фильме была показана сцена убийства Иваном Грозным своего сына. Несомненно, в былые времена подобные режиссерские замыслы вряд ли оказались бы реализованными.
Большую поддержку и помощь кинематографистам оказало духовенство Костромского края, любезно предоставившее право съемок на территории любого из костромских храмов и благословившее творческий коллектив на добро и удачу. Это был акт святости, ведь Иван Федоров — лицо прежде всего духовное, религиозное, и именно в таком ракурсе (и тоже впервые!) предстал он перед зрителями в картине.
Иван Федоров и Иван IV Грозный… Великий просветитель, положивший начало книгопечатанию на Руси, и великий тиран… Возможны ли здесь какие-либо параллели? Матушка-история распорядилась так, что эти две столь разноречивые фигуры оказались рядом на плацу одной эпохи. Впрочем, если в отношении подвижнической деятельности Федорова, его бесценного вклада в развитие культуры (напомню, в 1564 году им была выпущена первая печатная русская книга «Апостол») всегда существовала однозначная оценка, то личность Ивана IV Грозного для нас по сей день нео