Самым «многострадальным» фильмом в карьере Джеймса Стюарта по состоянию на май 1938 года, определённо, можно назвать романтическую комедию Джорджа Стивенса «Оживленная леди» (почему именно «многострадальным», я уже писала ранее), в которой актёр начал сниматься на студии RKO ещё в апреле 1937 года. Его партнёршей по этой киноленте стала тогдашняя «звезда» студии — Джинджер Роджерс.
Сюжет: Профессор биологии из Олд Шэронского университета Питер Морган (Джеймс Стюарт) отправляется в Нью-Йорк, чтобы вернуть своего кузена Кита (Джеймс Эллисон) домой. Встретив его в ночном клубе, он затем случайно выпускает кузена из виду. Впрочем, об этом Питер забывает сразу же после того, как знакомится с выступающей в клубе певицей/танцовщицей Фрэнси (Джинджер Роджерс).
Питер отправляется с девушкой «смотреть Нью-Йорк», влюбляется в неё, ну, а всего лишь через сутки после знакомства они женятся и уезжают в Олд Шэрон. Однако, есть проблема: Питер не знает, как сообщить о внезапной женитьбе своим родителям — деспотичному отцу-профессору (Чарльз Коберн) и матери (Бьюла Бонди), у которой «больное сердце». Поэтому, Фрэнси поселяется у Кита на то время, пока муж не найдёт подходящего выхода из положения…
«Оживленная леди» является, в общем-то, вполне типичная для своего жанра романтическая комедия, каковых в 30-е и 40-е годы в Голливуде снималось очень много. Тем не менее, фильм кажется заслуживающим зрительского внимания и в наши дни. Авторами сценария к «… леди» выступили П. Дж. Вульфсон, Эрнест Пагано, Энн Моррисон Чапин и И. Э. Р. Уайлай.
И надо сказать, что работа этой четвёрки заслуживает похвалы — несмотря на некоторую простоватость и предсказуемость, а также мелкие недоработки в характеристиках персонажей (впрочем, традиционные для жанра), сюжет «… леди» весьма удачно сочетает в себе как романтику, так и хороший (а главное — лишённый откровенной глупости) юмор.
Особенно в плане последнего выделяются несколько эпизодов: «своеобразная» драка в саду между героинями Джинджер Роджерс и Фрэнсис Мерсер; «объяснение темы лекции» персонажем Джеймса Стюарта студентке (и, по совместительству, супруге!), а также танцевальный момент с участием Роджерс, Джеймса Эллисона и Бьюлы Бонди.
Также, сценаристы заслуживают похвалы и за свою работу в плане забавных диалогов, например:
- Не говори мне, я угадаю: Ты влюблён!
- Нет! Я женат!
Или:
- Будь у тебя хоть часть моего ума — ты бы давно поняла, что к чему!
- Ну, я не могу взять последнюю часть…
Режиссура Джорджа Стивенса не даёт повода для безудержных восторгов, но постановщик вполне профессионально справляется со своей задачей, давая для «… леди» вполне смотрибельный хронометраж (чуть менее, чем 1,5 часа) и лишая фильм всяческой затянутости, что позволяет сохранить интерес к происходящему в кадре до самого финала.
А вот с номинацией на «Оскар» в соответствующей категории для оператора Роберта Де Грасса остаётся неясность, поскольку лучше всего в фильме выглядели исключительно крупные планы. Но вот общая картинка… не знаю, может мне просто попалась запись не того качества (в Интернете всякое бывает!), но при просмотре было стойкое ощущение, что Де Грасс постоянно не туда разворачивал камеру при командах «Камера! Мотор! Начали!», из-за чего многие эпизоды оказались снятыми слишком «смазано» и мрачно.
Наверняка утверждать, кто виноват, не буду — просто упомяну сам факт. Ну, и, напоследок, стоит сказать немного об актёрском составе. Заявленная в качестве «главной звезды» постановки, Джинджер Роджерс полностью оправдывает все возлагаемые на неё надежды, легко и непринуждённо доказывая, что она была профессионалом не только в области пения или танцев.
Положительное впечатление производит и Джеймс Стюарт в роли мужа её героини, образуя с Роджерс, возможно, самый органичный дуэт в своей карьере по состоянию на 1938 год. Из остальных участников актёрского состава можно выделить несколько фамилий. Во-первых, запоминается Чарльз Коберн в качестве отца героя Джеймса Стюарта.
Во-вторых, интересно снова увидеть Бьюлу Бонди, играющую уже во второй раз мать главного героя, пусть даже здесь её роль была уже не столь яркой, как в первой совместной работе актрисы со Стюартом («Из человеческих сердец», 1938). В-третьих, забавен был Джеймс Эллисон в качестве его же кузена.
Ну, и, в-четвёртых, на минуту-другую в кадре появляются Джек Карсон и Хэтти МакДэниэл, которых знатоки могут помнить, к примеру, по фильмам «Звезда родилась» (1954) и мюзиклам с Дорис Дэй (если говорить о Карсоне), а также по легендарным «Унесённым ветром» (1939) (если вспоминать о МакДэниэл). Правда, эти подробности, скорее всего, будут интересны исключительно самым «подкованным» киноманам.
В заключении, можно отметить, что у Джорджа Стивенса и компании получилась кинолента, которая, возможно, и не войдёт в число лучших в своём жанре, но, тем не менее, способна доставить удовольствие зрителю даже сегодня. Рекомендовать «Оживленную леди» к просмотру смело можно фанатам актёров, задействованных в картине, любителям такого рода комедий, а также, тем, кто интересуется голливудским кинематографом 1930—40-х годов прошлого столетия.
7 из 10
Самым «многострадальным» фильмом в карьере Джеймса Стюарта по состоянию на май 1938 года, определённо, можно назвать романтическую комедию Джорджа Стивенса «Оживленная леди» (почему именно «многострадальным», я уже писала ранее), в которой актёр начал сниматься на студии RKO ещё в апреле 1937 года. Его партнёршей по этой киноленте стала тогдашняя «звезда» студии — Джинджер Роджерс. Сюжет: Профессор биологии из Олд Шэронского университета Питер Морган (Джеймс Стюарт) отправляется в Нью-Йорк, чтобы вернуть своего кузена Кита (Джеймс Эллисон) д