« — Лучше русское дерьмо, чем американский торт.» (с)
Знаменитая картина «Папа в Командировке» — всего лишь вторая полнометражная лента балканского мастера, за которую он вновь был удостоен большой награды на одном из престижнейших кинофестивалей. Как известно, за свою дебютную кинотеатральную постановку (до которой он успел снять несколько короткометражек и два фильма для сараевского телевидения — некоторые из которых также получали какие то награды) — ретро мелодраму с примесью ностальгии по 60 — ым — «Помнишь ли Долли Белл?» — он получил главный приз Венецианского фестиваля. А вторую картину отметили уже в Каннах — где режиссёру вручили «Золотую Пальмовую Ветвь». Вернее не ему самому — поскольку на церемонию Эмир Кустурица не явился, позже объяснив это тем, что он был занят более важным делом — … помогал другу класть паркет. Самобытность мастера проявляется во всём, что он делает. Но возвращаясь непосредственно к фильму, стоит отметить присуждение ему ещё и премии «ФИПРЕССИ» и нескольких европейских наград на других кинофорумах. Так же, это единственная картина Кустурицы которая выдвигалась на «Оскар» (правда саму статуэтку так и не получила — уступив «Официальной Версии» аргентинца Луиса Пуэнсо), дав в дальнейшим режиссёру возможность перебраться в Голливуд для сотрудничества с крупнейшими студиями и «звёздами» мирового уровня. Как мы знаем, это самое сотрудничество было сплошным разочарованием для мэтра авторского кино, и больше тот не помышлял о работе на Западе…
Это ещё одна его ретро — картина, правда ностальгической назвать её уже трудно. Это как с фильмами Алексея Германа — они какие угодно: драматические, пугающие, реалистично воссоздающие атмосферу прошлого — но не ностальгические. Разумеется не делаю попыток сравнить творчество двух принципиально различных авторов, только хочу показать пример схожего взгляда на минувшую, отнюдь не благостную эпоху. Время действия сюжета фильма — 1948 — 1952 — ой годы, когда Югославия во главе с товарищем Тито взяла ущербный для страны и народа курс на тотальную изоляцию, а их государственный и партийный лидер поссорился с советским Вождём. Который, если верить прозе Солженицына — даже отдал органам НКГБ организовать на него покушение. В стране начинается идеологическая и политическая «чистка», которая коснулась и некоторых государственных служащих. Одним из попавших в немилость коммунистической партии, оказался и отец маленького Малика — от лица которого и ведётся рассказ (что опять таки вызывает в памяти ретро картины Германа) — товарищ Меша — имевший ответственную политическую должность. Которая часто позволяла ему мотаться в «командировки» с любовницей. Именно она и подвела его под монастырь, намекнув зятю любовника — работнику органов, что муж его сестры не разделяет взгляды партии. Проведя несколько лет на исправительных работах, Меша смог получить должность директора школы в небольшом городке в провинции — куда вскоре переехала и его супруга Сена с двумя детьми…
Из событий картины, можно сделать определённые выводы. Например исторические — что диктатура Тито в Югославии была гораздо мягче его усатого оппонента из Кремля. Ведь после ареста (во многом подложного) отца мальчика — всю их многочисленную семью с родственниками и детьми не отправили в лагерь и даже не переселили из Сараево. Самого же Мешу вскоре простили и вернули в партию, а во время его заключения — дали возможность увидится с женой и сыном. Так же видно, что в одной стране совершенно спокойно уживались и евреи и сербы и мусульмане. В одной из сцен, когда проходит панихида — соблюдаются православные обычаи и служба идёт на русском языке. Это наводит так же на мысль, которую гораздо позже сам режиссёр выскажет о начавшейся на Балканах Гражданской войне: о том, что он вырос рядом с полем, на котором стояли три храма — мусульманская мечеть, православная церковь и синагога — и никто ни кого не притеснял, стремясь навязать свою веру. Сегодня ранние фильмы Кустурицы дают ещё и возможность увидеть на экране его родной город — в котором он вырос, где прошла его юность и которого по его словам уже нет…
Сценарий написан Абдула Сидраном, и вероятно позже дополнен в каких то деталях самим Кустурицей. Правда в отличии от других его картин, «Папа в Командировке» — не содержит сцен с традиционным для него уличным оркестром, а так же комичных эпизодов с любимцами режиссёра — животными. Да и комедией этот фильм назвать сложно, несмотря на имеющийся в нём юмор. Это драма о тяжёлом времени и непростой жизни простого народа, думаю эта характеристика наиболее точно отражает смысл авторского послания. Снимал картину долгое время работавший с Эмиром Кустурицей — замечательный оператор Вилко Филач. Музыка написана композитором Зораном Симьяновичем, который использовал игру на аккордеоне, популярные советские мелодии тех лет и несколько сербских — народных песен, а так же мексиканские романсы. Нет свойственной автору весёлости, которая была в предыдущем фильме и будет в его последующих. Несмотря на отсутствие основных чёрт сербского постановщика, в главном всё же узнаётся его фирменный стиль. Повествование ведётся о жизни Сараево, главные герои на этот раз пусть и не нищие — но всё ровно — живущие в далеко не богатой среде. А в репликах персонажей имеются и нотки сарказма («- Когда кошелёк пуст — уже не до демократии»)…
Вновь с Кустурицей работают некоторые из ранее снимавшихся у него артистов, сотрудничество с которыми он продлит и в последующих проектах. Так главную роль играет Мики Манойлович (Меша), а роль его начальника исполняет Слободан Алигрудич, появляется и совсем юный Давор Дуймович — сыгравший спустя пять лет главную роль в прославленной картине Кустурицы — «Время Цыган». Кстати, играет здесь и маленькая Синоличка Трпкова — так же снимавшаяся в том фильме, где она играла невесту Перхана — Азру. Появляются в небольших ролях и другие, ранее снимавшиеся у него артисты. Жену героя — Сену сыграла Марьяна Каранович — создавшая достоверный образ сильной, но измученной изменами мужа и тяжёлым положением семьи женщины. Так же большая роль у Миры Фурлан (любовница Меши — ставшая причиной его ареста). Все исполнители подобранны удачно и органично существуют на экране, играя людей живущих в Сараево 50 — ых… Непростая, но так же и не тяжёлая для восприятия лента, которая смотрится легко, невзирая на драматургию сюжета, делающего экскурс в коммунистическое прошлое бывшей Югославии. Одна из самых известных сербских лент — и конечно же большая творческая удача молодого (на тот момент) югославского режиссёра. У которого впереди будут как новые творческие успехи, так и большие жизненные потрясения…
« — Лучше русское дерьмо, чем американский торт.» (с) Знаменитая картина «Папа в Командировке» — всего лишь вторая полнометражная лента балканского мастера, за которую он вновь был удостоен большой награды на одном из престижнейших кинофестивалей. Как известно, за свою дебютную кинотеатральную постановку (до которой он успел снять несколько короткометражек и два фильма для сараевского телевидения — некоторые из которых также получали какие то награды) — ретро мелодраму с примесью ностальгии по 60 — ым — «Помнишь ли Долли Белл?» — он получил