Есть звезды эстрады, примадонны, безобразно одетые модели, очень талантливые авторы-исполнители… и есть Леди Гага — всё вышеперечисленное.
Новая икона в мире исполнительского искусства, Гага взлетела на вершину поп-музыкальной сцены в 2008—2009 годах и ни разу об этом не пожалела. Пройдя путь от итало-американской школьницы со скромными нью-йоркскими корнями до шокирующей своей сценографией артистки (вспомним «умирание» на сцене в луже крови в 2009 году на MTV Video Music Awards), Леди Гага потрясла мир уникальным сочетанием заразительных ритмов, глэм-роковой стилизации, дикими костюмами и запоминающимися песнями. Ее дебютный альбом, The Fame, быстро взлетел на вершину хит-парадов; в мгновение ока Леди Гага сама стала знаменитостью — лирической героиней своих песен. Лучше всего эту идею олицетворяет «Paparazzi» — песня, которая, как это ни парадоксально, глубока и поверхностна в одно и то же время — песня о камерах, звездах и пошлой знаменитости, но — если зрить в корень — еще и мучительной, безответной любви шекспировского градуса.
Любите вы Леди Гагу или нет, но нельзя не согласиться с одним — ее песни цепляют. Она умеет писать поп-хиты (у нее был большой опыт, она писала для Бритни Спирс и Pussycat Dolls, прежде чем начать собственную карьеру). Ей часто приходится объяснять это интервьюерам, привыкшим к поп-звездам калибра Backstreet Boys и потому полагающим, что к процессу написания песен и сочинения музыки эпатажная дива непричастна.
Но Леди Гага — это индивидуальный поп-идол. Музыкальный вундеркинд с ранних лет, она в четыре года сама научилась играть на пианино на слух, а потом получила классическое образование. Она написала свою первую фортепьянную балладу в тринадцать лет и вскоре взялась за микрофон. В подростковые годы музыка была для нее всем. «Я изучала классическую музыку и много времени проводила в джазовых клубах, — рассказывает Гага журналу iProng, — участвовала в джазовых, рок-н-ролльных группах, хорах. Я была окружена всем этим. Я не тусовалась с парнями после школы. Я всегда занималась искусством». Одаренная музыкально, наделенная талантом подбирать сумасшедшие наряды и качающие бас-партии — неудивительно, что она обрела свое место на танцполе и нашла отклик в сердцах поклонников.
«Paparazzi» — пожалуй, самый смысловой трек на альбоме The Fame. Папарацци (слово происходит от Папараццо, персонажа фильма Феллини «Сладкая жизнь») — одиозные фотографы-фрилансеры, которые зарабатывают на жизнь, преследуя знаменитостей, делая откровенные снимки и продавая их за большие деньги голодным до сплетен журналам и сайтам, типа TMZ и US Weekly. У многих знаменитостей неоднозначные отношения с папарацци: с одной стороны, они обеспечивают им суперзвездный статус, но с другой стороны, вся эта выставочность может попросту свести на нет любые попытки жить по-человечески. (Вспомним Линдси Лохан, Бритни Спирс и Николь Ричи…)
Слава существует благодаря двойственности: люди могут быть знамениты лишь за счет существования тех, кто НЕ знаменит, выделяясь на их фоне. Если бы мы ВСЕ были знаменитыми, тогда не был бы знаменит НИКТО. Леди Гага это понимает и задумчиво наблюдает сквозь километровые накладные ресницы, как навязчивые папарацци преследуют ее, недоумевая, как ей удалось превратиться из школьного изгоя в одну из крупнейших поп-звезд на планете. Она из тех, кто по-настоящему любит своих поклонников, дорожит их привязанностью, однако считает, что слава должна быть доступной каждому, ОСОБЕННО изгоям.
Разве не в безответной любви истинная суть отношений между знаменитостями и папарацци? Вспышки фотокамер не прекратятся, пока теплится робкая надежда, что объект их привязанности отплатит той же монетой… Разве мы не испытываем это чувство — трепетное и душераздирающее одновременно — всякий раз, когда мы влюбляемся в кого-то, кто (пока) не отвечает взаимностью? «I`ll follow you until you love me», — поет Гага. Кому это неведомо? Здесь просто поется о звездных фотографах или это часть вневременной и общечеловеческой истории? В конце концов, когда мы влюбляемся, мы все примеряем на себя роль папарацци, гоняясь за объектами нашего обожания, как фотооператоры за звездами. Продолжая трактовку в этом ключе, всю композицию можно рассматривать как аллегорию сильного сопротивления любви к чему-то отталкивающему.
Если подумать, постоянное человекоугодие и создание определенного образа, чем занимаются знаменитости во имя осчастливливания фанатов, немного напоминает нас, когда мы хотим завоевать чьи-то симпатии. Мы постоянно нервничаем, пытаемся говорить и делать всё comme il faut, чтобы «единственный(-ая)» ответил(-а) нам взаимностью. И когда этого не происходит, кажется, будто весь мир против нас, даже если мы не всемирно известны. Вполне возможно, мы не так уж сильно отличаемся от Леди Гаги.
«Paparazzi», как и ее ранние хиты «Just Dance» и «Poker Face», может похвастаться рельефным электро-синтезаторным ритмом, положенным в основу трека и задающим дальнейшее гармоническое развитие. Тональность — до минор, она облекает композицию в более мрачный мелодический костюм, в противном случае это была бы чересчур веселая поп-песенка. В конце концов, лейтмотив здесь — навязчивые ухаживания папарацци, преследование рок-звезды, погоня за несчастной любовью (всё одновременно!), поэтому минорное звучание такой драме к лицу.
Аккорды строятся вокруг оригинальной тональности, в прогрессии от до минор и фа минор (в куплетах) до ля-бемоль мажор и ре-бемоль мажор, когда она поет припев:
I`m your biggest fan (ля-бемоль)
I`ll follow you (до минор)
until you love me (ре-бемоль мажор)
Papa, paparazzi
Эти основные тональности добавляют строчкам эффект самоопределения; можно проследить, как Гага вытаскивает себя из депрессии в куплетах и переходит к новому обвинительному приговору в припеве.
Сочинять музыку в такой тональности нелегко; успех песни «Paparazzi» является еще одним доказательством того, что классическое музыкальное образование по-прежнему щедро окупается на танцполе. Это отличный материал для поп-сенсаций… и, возможно, это лишь верхушка сверкающего, инкрустированного бриллиантами айсберга. Похоже, Гагамания никуда не собирается исчезать.
Эта песня разрывает тонкую грань между любовью и вожделением, обожанием и наваждением, горем и смертью. Это исследование навязчивых идей: помешанности знаменитости на камерах, художницы на своем искусстве, поклонника на артисте (и, во всех трех случаях, наоборот). Она изображает метафорическую смерть от неразделенной любви и буквальную погибель души артиста в руках кровожадной публики. Но это еще и история любви двух людей. Гага торжествует, битая, но не сломленная, и готова попробовать еще раз. Она может заскочить в клуб в любой воскресный вечер после утомительного концерта, просто чтобы признаться в любви восторженной публике. Я думаю, Гага поет «Paparazzi» с понимающей усмешкой, ибо в глубине души знает, что она и ее поклонники — одного поля ягоды. «Ваши поклонники — одни из самых навязчивых, — заметил однажды репортер. — Как вы к ним относитесь?» Гага ответила: «Я люблю своих маленьких монстров. Я живу и творю только ради них».
Есть звезды эстрады, примадонны, безобразно одетые модели, очень талантливые авторы-исполнители… и есть Леди Гага — всё вышеперечисленное. Новая икона в мире исполнительского искусства, Гага взлетела на вершину поп-музыкальной сцены в 2008—2009 годах и ни разу об этом не пожалела. Пройдя путь от итало-американской школьницы со скромными нью-йоркскими корнями до шокирующей своей сценографией артистки (вспомним «умирание» на сцене в луже крови в 2009 году на MTV Video Music Awards), Леди Гага потрясла мир уникальным сочетанием заразительных ри