Не помню точно, в каком году я первый раз в жизни совершил отчаянное «путешествие» в параллельные миры вместе со скользящими. То ли это был 1996 год, то ли 1997. Тогда мне не удалось досмотреть этот сериал до конца, и моё «странствие» внезапно остановилось на последней серии 1 сезона. И вот, спустя пятнадцать лет, будучи уже в достаточно недетском возрасте, я внезапно вспоминал киногероев отрочества и решил посмотреть, что же будет дальше со скользящими. И поскольку детали и персонажи первого сезона практически полностью стёрлись из моей памяти, кроме колоритного бородатого профессора, я начал всё сначала…
Итак, первые сезоны. Внимательно наблюдая за странными жизненными перипетиями главных героев, с изумлением обнаружил, что смотрю я эту многосерийную приключенческо-фантастическую мелодраму с таким же интересом, как и в детстве. Сценарий разыгрывает почти все возможные политико-экономические ошибки параллельных реальностей. Эти роковые недочёты приводят к нонсенсам различного уровня — от памятников Ленину в Америке до монархии в этой же стране и т. п. Иногда теоретически апробируются различные вселенские и локальные катастрофы, грозящие уничтожить всё живое на Земле — падение небесных тел, подъём уровня Океана до смертельных значений, противные эпидемии, нашествие недружелюбных насекомых и прочие неприятные моменты. В эту интеллектуальную канву органично вписывается всесторонне развитый профессор Артуро, а молодые — так себе. Всё дело в возрасте. В последующих сезонах их роль возрастёт, так как сериал начнёт двигаться по несколько иным тематическим линиям.
Неугомонные скользящие постоянно лезут во все дела тех миров, в которых они оказываются. Они пытаются маневрировать всеми ситуациями, изменять ход событий, дабы спасти какого-нибудь неудачника от неминуемой гибели или просто улучшить или коренным образом переформировать в течение одной серии обстановку в США на том или ином фронте. Из-за этого они испытывают на своих шкурах абсурдные и, на первый взгляд, совершенно ненужные передряги, протирают штаны в тюрьмах и так далее. Это немного обескураживает. И на время забыв, что это кино, хочется их спросить: ну зачем? Отсиделись бы в отеле или в подвале — и вперёд, к новым свершениям на поприще скольжения. А потом понимаешь, что не всё так просто, ведь без этого не было бы и сериала. В некоторых случаях переделки, конечно, случаются не по их вине. И здесь уже по-настоящему переживаешь за этих бедняг…
Поначалу в путешествиях фигурирует исключительно город Сан-Франциско. В последующих сезонах его сменяет якобы Лос-Анджелес, который от серии к серии начинает появляться всё чаще и чаще. В фильме он выявлен не очень отчётливо, и, скорее всего, это смесь декораций с реально существующими переулками. Можно было бы для разнообразия показать и Европу, и Африку, а может быть, даже и Россию…
В первом сезоне скользящие ещё не так безрассудно теряют таймер, а вот уже в последующих частях — на каждом шагу. То из кармана выпадет, то отнимет кто-нибудь. Это тоже слегка злит. Ну ты перед скольжением спрячь этот таймер куда-нибудь, сделай внутренний карман в куртке или в портках; или примотай таймер, в конце концов, хотя бы скотчем к пузу. Ну сколько можно его терять, ведь это самое главное…
Теперь немного о психологических портретах героев. Изобретатель волшебного таймера очень умён; причём его эрудиции нет предела. Иногда он оказывается даже умнее своего неуклюжего и немного испорченного наукой, но мужественного учителя. Куин достаточно ироничный и самовлюблённый. Чего нельзя сказать о героине, которая ему приходится то ли подругой, то ли возлюбленной. В самом начале у них что-то было, какие-то романтические отношения, а потом они совсем сдружились — и всё. По-настоящему добрая и простая девушка, самозабвенно любящая Мелори, в последующих сезонах была нагло заменена на более сексапильную, но и более плоскую и материалистичную девицу, имени которой я уже и не припомню. Что касается афроамериканца, то здесь всё очень радужно. Шутит хорошо, особенно во время очень опасных ситуаций, и особенно когда околачивается по тюрьмам иных миров. Тоже очень добродушный, способный пожертвовать собой ради своих новых друзей. Вместе они представляют собой монолитную команду, наглухо сколоченную. Единое целое. Объединившись, эти ребята способны выйти почти сухими из любой воды.
Однажды во время своих бесчисленных визитов в другие миры тоннель забросил их домой, но время на раздумья у них не было, нужно было решать, или скользнуть, или остаться на 29 лет в этом мире. И во всем виновата проклятая калитка, которая по закону подлости перестала скрипеть именно тогда, когда им наконец-то подфартило. Кстати, некоторые из них ещё не раз будут попадать домой, но, разумеется, неудачно.
Не буду описывать остальные сезоны, скажу лишь, что первые три — пусть не шедевры, но где-то рядом… хоть и сняты не очень художественно. А иногда даже совсем тускло. Но это не портит атмосферу сериала и впечатление от просмотра. Последние две части сюжетно состряпаны не хуже первых трёх, но отсутствие полюбившихся актёров сводит всё к какой-то непонятной возне, и уже неинтересно. Привлечение каких-то кромагов или как их там, которые обнаруживают себя то здесь, то там и постоянно мешают адекватным путешествиям — ну это уже вообще ни к селу ни к городу. Только испортили сериал. Нить повествования и, следовательно, смысл утеряны безвозвратно. А всё ведь было так хорошо. И жаль, что не удалось сохранить первоначальный шарм.
Логически сериал безоговорочно закончен, хоть и не дотянут до полного сюжетного завершения. Да и нужно ли это?.. Последняя серия, конечно, оставляет много вопросов, но судьба первых четырёх скользящих решена в высшей степени прозрачно. Кроме чернокожего героя. Но если домыслить, то финал плачущего человека также не совсем безоблачен. У первых в целом участь одинаковая, и это всё заканчивает. Всё встало на свои места. А последние… Это уже другая история. Это уже не скользящие.
Сериал на самом деле очень печален. Бесконечные разлуки, тоска по дому, несбывшиеся надежды. Только-только они привыкнут к новой обстановке, а тут уже ненавистный таймер отсчитывает последние секунды. А до дома далеко как до Луны. Смысл первых частей, если он вообще был заложен создателями, видится в том, что многие люди частенько не ценят то, что у них есть. И осознание того, что в жизни всё было не так уж и плохо, приходит тогда, когда бывает слишком поздно. И это очень отчётливо показано на примере несчастных Куина Мелори, Максимилиано Артуро, Уэйд Вэлс и неунывающего весельчака Рембрандта Брауна.
10 из 10
Не помню точно, в каком году я первый раз в жизни совершил отчаянное «путешествие» в параллельные миры вместе со скользящими. То ли это был 1996 год, то ли 1997. Тогда мне не удалось досмотреть этот сериал до конца, и моё «странствие» внезапно остановилось на последней серии 1 сезона. И вот, спустя пятнадцать лет, будучи уже в достаточно недетском возрасте, я внезапно вспоминал киногероев отрочества и решил посмотреть, что же будет дальше со скользящими. И поскольку детали и персонажи первого сезона практически полностью стёрлись из моей памяти