Пересохшие, запекшиеся, опаленные (такие переводы названия) — замечательный, очень сильный и печальный фильм Parched реж. Л. Ядав. По силе эмоционального воздействия его можно отнести к лучшим образцам индийского некоммерческого кино, типа Нация без женщин или Помада под моей паранджой, только он интереснее.
На пересохшей от солнца и старости земле расположена деревушка, в которой и живут герои картины.
Образ жизни здесь определяют старейшины — усохшие, но горластые старички, застывшие мыслями в далеком прошлом. Вопросы решают сборищами, на которых обсуждают проблемы, что-то решают, судят и выносят вердикты, в основном, несправедливые. Вся картина, на мой взгляд, рассказ о самой обыденной, каждодневной, бытовой жестокости, которую все проявляют ко всем.
Мужчины деревни, которых очень мало в фильме, работают по контракту далеко от дома. В редкие приезды напиваются и избивают жен. Это разрешено старейшинами и не осуждается. Это также негласно принимается и не осуждается самими жертвами — женщинами, главными героинями картины.
Девочек выдают замуж рано и срочно, чтобы сбыть с рук и получить выкуп, ради чего свекрови, вроде Рани, закладывают дома тем же старейшинам, что тоже никем не осуждается и считается нормой. Семья от бывших дочерей, а теперь чьих-то жен, поспешно отказывается, чтобы не быть виноватой в их «неприличном» поведении, если что случится. Так безжалостно отдают в семейное и сексуальное рабство бывшую сельчанку, несмотря на ее жалобы и протесты. Так принято, считается верным и одобрено старейшинами и вековыми традициями, а критика сего недопустима и, вообще, дурной тон.
Среди мужчин говорить гадости про собственных жен — норма и прилично. На свадьбе принято петь трогательные песни про невесту, ее счастье, красоту и невинность. А сразу после свадьбы можно начинать ее ненавидеть, унижать и колотить. Никто не осудит и внимания не обратит. Кроме избитых, конечно.
В этом мирке все запрещено женщинам, укутанным в пестрые ткани и закрывшим лица. Все же разрешено мужчинам: зрелища с проститутками, пьянство, приставание к чужим женам, насмешки над учителями, неуважение к матерям, воровство из семьи… Старейшины молчат, так как сами в первых рядах очереди.
И вот в этом жарком, пересохшем мирке выживают наши 3 отважные героини: мастерицы-портнихи Рани и Ладжо и танцовщица Биджли.
Рани — вдова с больной свекровью и балбесом-сыном. Стойкая женщина живет по принципу «что люди скажут» и выживает, неся все тяготы деревенской жизни, в одиночку. Сын ей не подмога: за 2 часа экранного времени и несколько месяцев сюжетного тот превращается из стеснительного подростка в жестокое чудовище, похожее на своего погибшего отца. Беспринципный и безнаказанный, живет, разрушая чужие жизни. Именно такие примеры ложной мужественности он видит вокруг, им и следует.
Интересно показана эволюция Рани в качестве свекрови, когда от полного равнодушия к снохе, школьнице Джанаки, она приходит к пониманию, сочувствию и помощи той.
Смешливая, неунывающая, бездетная Ладжо мечтает о ребенке и ради этого живет с пьяницей- мужем, надеясь, что тот оценит ее жертвы. А ещё больше она мечтает о любви, которой никогда и нигде не видела.
Шикарная, но потрепанная, оптимистка Биджли танцует в гастролирующем балагане и оказывает мужчинам прочие услуги. Мечтает вырваться оттуда и зажить нормальной жизнью, но никто ей этого не предлагает.
Претерпев различные злоключения, битые, нищие, наши отважные героини порывают с постылым прошлым и отправляются навстречу неизвестному, но определенно лучшему будущему, символично проделав это на празднике Дурги под очередные красивые слова о божественной силе женщины, которая уничтожила очередного демона в индийской мифологии.
Главная тема и украшение картины — женская дружба и солидарность. По контрасту здесь представлены обе стороны: равнодушие и жестокость одних к близким и взаимопомощь других. В мире все уживается, а уж в этой деревне и подавно.
Мир мужчин, в основном, здесь представлен контрастно женскому, но без исключений ведь не бывает. Хотя большинство презирает, унижает, продает и пользуется женщинами, есть даже в этой забытой всеми деревне и другие мужчины. Учитель Кишан, ненавидимый мужской половиной общества за попытки помощи бесправным женщинам. В этом мире женщинам не принято помогать, а положено ими пользоваться.
Очень понравилась игра Р. Апте, Т. Чаттерджи и С. Чавла. Женскую дружбу представили прекрасно. Хорошо показаны контрастные параллели индийского фольклора и женской судьбы, очередные фальшивые ценности, которые только декларируются. Фильм, в отличие от некоторых серьезных картин, не скучен и не мрачен, а полон как трагизма, так и оптимизма, и смотрится на одном дыхании. Оценка всему увиденному, всей творческой группе самая высокая. Горячо рекомендую к просмотру.
Пересохшие, запекшиеся, опаленные (такие переводы названия) — замечательный, очень сильный и печальный фильм Parched реж. Л. Ядав. По силе эмоционального воздействия его можно отнести к лучшим образцам индийского некоммерческого кино, типа Нация без женщин или Помада под моей паранджой, только он интереснее. На пересохшей от солнца и старости земле расположена деревушка, в которой и живут герои картины. Образ жизни здесь определяют старейшины — усохшие, но горластые старички, застывшие мыслями в далеком прошлом. Вопросы решают сборищами