Несмотря на то, что «Пастух» (привет отечественным прокатчикам-переводчикам!) один из самых запоминающихся фильмов у Ван Дамма в череде его direct-to-video работ, одновременно это его и самая большая неудача. Почему? Да потому что режиссёр Айзек Флорентайн показал практически мастер-класс по упущенным возможностям, если можно так выразиться.
Начать нужно с того, что Флорентайн никогда большим режиссёром не был. И едва ли будет. Его удел — малобюджетные видеопостановки для непритязательных зрителей, которые по какой-то причине ещё продолжают смотреть кабельные каналы. Поворотным моментом в карьере Флорентайна стал фильм «Неоспоримый 2», который был как-бы-сиквелом тюремного боевика 2002 года Undisputed легендарного Уолтера Хилла. Разумеется в сиквеле не было Уэсли Снайпса, зато специалисты по кастингу выписали на съёмки Майкла Джей Уайта и Скотта Эдкинса, для которого «Неоспоримый 2» стал настоящим прорывом. Сложно говорить о художественных достоинствах подобных фильмов, но у Флорентайна получилась действительно ударная и динамичная картина о боях без правил, где оба главных актёра показали во всём блеске свои недюжинные бойцовские качества.
Что же касается «Пастуха», то здесь от хлесткости и драйва «Неоспоримого» нет и следа. Это удивительно апатичный, вялотекущий полицейский боевик с неумелыми вкраплениями драмы и самоиронии. Жан-Клод выглядит здесь ужасно постаревшим и его финальную драку с Эдкинсом просто невозможно смотреть без боли в сердце. Когда изрядно помятый и еле передвигающий ноги Ван Дамм отправляет в глубокий нокаут сверхпластичного и молодого Эдкинса хочется прокричать знаменитое — «не верю!». Кроме этого, оператор Дуглас Милсом заметно «перебирает» с крупными планами, и при всем его желании подать очередную экшн-сцену как можно зрелищней на деле вся «бюджетность» видна невооруженным глазом. Даже забавно — на что пошли 12,000 000? Неужели на гонорар Ван Дамму? Да и с сюжетом у фильма явные проблемы. «Афганское» вступление, по всей видимости, призвано было раскрыть глубже образы «плохих парней» во главе с Эдкинсом, но на деле получилось скомканным и по сути для картины не нужным. Персонаж Ван Дамма так и вовсе появляется из ниоткуда, сразу же вливается в патрульный отряд и в конце неожиданно выясняется, что приехал он в пограничный городок не просто так, а преследуя некие личные цели и мотивы. Впрочем, мотивация его настолько спорна, что даже главный злодей искренне ей удивляется.
Есть, впрочем, в «Пастухе» и светлые стороны. В первую очередь это, конечно же, сцены с кроликом. Всё-таки Ван Дамм никогда не был чужд самоиронии и здесь лишний раз охотно это демонстрирует. Временами фильм вообще начинает напоминать «Инферно», одну из самых ироничных картин бельгийца. А та же сцена в баре выглядит прямой отсылкой сразу к нескольким лентам: здесь при желании можно вспомнить и первого «Универсального солдата» («Я просто хочу поесть») и даже если угодно «Кикбоксёра». Жаль, что до конца у Флорентайна не получилось выдержать эклектичность. И со второй половины картины начинается обыкновенный, переполненный штампами, плохенький боевик.
Повторюсь, фильм запоминающийся. Но запоминается он прежде всего именно тем, что мог стать для Ван Дамма (да и для того же Флорентайна) трамплином в «высшую лигу», а на деле чуть не похоронил окончательно карьеры обоих.
Несмотря на то, что «Пастух» (привет отечественным прокатчикам-переводчикам!) один из самых запоминающихся фильмов у Ван Дамма в череде его direct-to-video работ, одновременно это его и самая большая неудача. Почему? Да потому что режиссёр Айзек Флорентайн показал практически мастер-класс по упущенным возможностям, если можно так выразиться. Начать нужно с того, что Флорентайн никогда большим режиссёром не был. И едва ли будет. Его удел — малобюджетные видеопостановки для непритязательных зрителей, которые по какой-то причине ещё продолжают