В двухсерийных фильмах не стоит оценивать каждую их часть отдельно, ибо кино представляет собой одно целое, одну историю, но разделённую из-за значительного хронометража пополам. Однако «Переправа» Джона Ву является исключением. Уж слишком они разные, эти части. И если первая вполне себе годное к просмотру кино, то вторая, к сожалению, портит всё впечатление от фильма в целом.
Краткая характеристика первой части. Джон Ву решил изменить жанру боевика, в котором он является безусловно мастером и попробовать снять историческую драму. Первая часть Переправы получилась добротной. Время действия освобождение Китая от японских оккупантов и превращение страны в коммунистическую державу. В фильме хорошо показаны разлом общества, ужас гражданской войны, личная трагедия главных персонажей, преданность своим идеалам. В чем-то напоминает отечественный фильм «Бег» режиссеров Алова и Наумова. Глубоко, правдиво, философски. Российскому зрителю события ленты должны быть наиболее понятны, поскольку всё это происходило и в нашей стране. Но тут выходит вторая часть и вот о ней подробнее.
Погоня за выручкой. Второй фильм наполовину состоит из сплошных флешбэков первой части картины. Конечно некоторые штришки добавляются к уже известной истории, но они никак не влияют ни на понимание нами героев или переоценку их поступков, ни на сам образ главных персонажей. Создается впечатление, что режиссер нарочно решил увеличить хронометраж картины, чтобы иметь возможность разбить её на две части, для удвоения прибыли от проката, разумеется. Причем сделано это настолько нелепо и искусственно, что сразу бросается в глаза даже такому не искушенному зрителю, как я.
Не Титаник. Само кораблекрушение парохода «Тайпин» показано убого и неправдоподобно. Иногда творящийся на экране беспредел вызывает неловкую усмешку. Хлынувший поток воды разбивает иллюминатор, а затем и вовсе сносит с петель здоровенную корабельную металлическую дверь. Сухогруз, в который врезался «Тайпин» (есть в трейлере) разрублен кораблем пополам и тонет за две минуты (или и того меньше). Вообще я не специалист в кораблестроении, но логично предположить, что воздух, находящийся в помещениях судна еще долго удерживал бы его на плаву. И вот таких примеров абсурда набирается достаточно много за 20-ти минутный эпизод катастрофы. Фильм не тонко намекает, а прямо кричит зрителю о своем маленьком бюджете для показа полномасштабного бедствия. В этой связи совершенно непонятно, почему режиссер решил сконцентрироваться на малоизвестном случае кораблекрушения. Для развития дальнейшего сюжета можно было бы использовать прием, которым воспользовались создатели сериала «Аббатство Даунтон» (семья получает извещение о том, что единственный наследник погиб на «Титанике», самой катастрофы при этом не показывают).
Упущенная возможность. А сколько сцен можно было бы снять с талантом-то Джона Ву… Даже при маленьком бюджете. Сами посудите: корабль сильно перегружен, причем не только людьми но и товаром, крупногабаритными промышленными изделиями. Еще есть раненные солдаты. И при всех этих возможностях, в качестве усугубляющего катастрофу фактора были использованы только металлические трубы.
Главная ошибка фильма. Но все перечисленные недостатки фильма можно было бы простить, если бы не главная ошибка фильма. И такой ошибкой являются люди. Зрителю абсолютно (или почти) безразлична судьба героев картины (бесчувственная я сволочь). Второстепенные персонажи не раскрыты вовсе. А между тем для того, чтобы заставить нас сопереживать порой достаточно одного маленького эпизода. Помните, как в том же «Титанике» при кораблекрушении оркестр исполнял свою последнюю мелодию? Кругом творится хаос, а красивая музыка льется в наши сердца, вселяя в нас надежду. Вот таких сильных эпизодов здесь нет, к сожалению. Да что там «Титаник», уместнее будет вспомнить азиатский фильм «Рейд», где статисты гибли пачками, но у каждого была своя индивидуальность, и показанного за каких-то 20—30 секунд мини-эпизода с актером было достаточно, для того, чтобы в следующей сцене мы уже сожалели о том, что конкретно вот его убили. Здесь же второстепенные персонажи безлики, или резко отрицательны. Капитан вообще отморозок: «Мы врезались в сухогруз, что же делать? Да по барабану, плывем дальше». Среди команды нет ни одного, кто боролся бы за живучесть корабля, или спасал бы пассажиров.
И всё таки… И всё таки, несмотря на огромное количество минусов, фильм в целом (и первую и вторую части) можно посмотреть (вторую, только для того, чтобы узнать концовку истории). Кино достаточно сильное, но рассматривать ленту стоит как историческую драму, а не фильм-катастрофу. И как историческая драма, картина производит впечатление уверенного середнячка, с уклоном всё-таки в хорошее кино.
6 из 10
В двухсерийных фильмах не стоит оценивать каждую их часть отдельно, ибо кино представляет собой одно целое, одну историю, но разделённую из-за значительного хронометража пополам. Однако «Переправа» Джона Ву является исключением. Уж слишком они разные, эти части. И если первая вполне себе годное к просмотру кино, то вторая, к сожалению, портит всё впечатление от фильма в целом. Краткая характеристика первой части. Джон Ву решил изменить жанру боевика, в котором он является безусловно мастером и попробовать снять историческую драму. Первая час