«- Не надо считать меня монстром.
-Не льстите себе. Вы — всего лишь маленькое звено в длинной цепочке.» (с)
Забыв об этом фильме на долгие годы, случайно вспомнив решил написать рецензию, благо их на страничке фильма на КиноПоиске не особо много. Печально, что такой хороший фильм смотрели единицы пользователей, но ещё более огорчает его отсутствие в «Топе-250». Ибо «Перевал Кассандры» — образцовый психологический триллер 70-ых, который снят на недосягаемом для современных остросюжетных фильмов качестве. В этом фильме смешено несколько жанров: от триллера до боевика, от драмы до мелодрамы. Напряжённо-драматическое действие умело разбавлено адекватным юмором. Сценарий написан настолько удачно, что по ходу развития сюжета полностью раскрываются все ключевые персонажи картины. Думаю на таких фильмах следует учится нынешним постановщикам остросюжетных картин. Которые считают своей главной задачей напичкать фильм как можно большим количеством взрывов и перестрелок. Но согласитесь, куда приятнее когда фильм не только старается развлечь, но и заставляет о чём то задуматься. Позволяет не только с интересом следить за развитием сюжета, но и сопереживать героям картины. Воспринимая их как живых людей. Именно так и создан этот шедевр жанра, в котором идеально соблюдены все правила построения подобного кино: интересная история, стремительно набирающий обороты сюжет, запоминающиеся и харизматичные персонажи, множество сложно-постановочных (ещё комбинированных, а не «нарисованных») экшен-сцен и конечно же прекрасная игра занятых в ленте исполнителей. Следует сказать, что именно этот аспект сегодня может (и должен) по идее стать тем фактором, который привлечёт к такому старому фильму внимание современных киноманов. Иначе как блистательным актёрский состав фильма и не назвать. В картине задействованы супер-звёзды мирового кино того времени. Но не смотря на свой статус некто из мастеров экрана не «тащит одеяло на себя», все работают одной сплочённой командой. Потому кажется, что в фильме и нет центрального героя, так как внимания уделено основным персонажам картины поровну. Думаю в своё время фильм сделал приличную кассу в прокате за счёт имён на афише, а не только из за одного своего сюжета, в котором авторы картины, если можно так выразится отдали дань общественным настроениям того времени. Картины о произволе власти, маленьких людях оказавшихся пешками в играх сильных мира сего и пр. — были в фаворе в 70-ые…
Действие этого напряжённого и кровавого триллера начинается как то тихо -мирно в Женеве. Камера не спеша фиксирует местность с высоты птичьего полёта. Вот кучные облака расступаются, внизу видны заснеженные горы и лес. Немного позже город и наконец камера останавливается, миновав множество строений на огромном высотном здании Всемирной Организации Здравоохранения… Именно его по каким то причинам во имя мира решила взорвать горстка экстремистов. Но их планы сорвала охрана здания, в завязавшейся перестрелки, во время которой в лаборатории был разбит большой сосуд с разрабатывающимся там вирусом, двое террористов были убиты а третий (Лу Кастель) сбежал. Потенциальный разносчик несуществующей в природе болезни, в попытки скрыться проник на отъезжающий в Париж поезд. На этот же рейс сели: боящийся перелётов а от того едущий поездом знаменитый доктор Чемберлен (Ричард Харрис), специально следующая за ним дабы представить свою новую книгу его бывшая жена — писательница Дженнифер (Софи Лорен), жуликоватый старикан мистер Каплан (Ли Страсберг), эксцентричная жена миллиардера мадам Николь (Ава Гарднер) вместе со своим молодым любовником Наварро (Мартин Шин) и собакой по кличке Яго, подозрительный чернокожий священник (О Дж. Симпсон) и «хиппующая» молодёжь (Рэй Лавлок и сексапильная Энн Тёркел). Эти пассажиры, вместе со старым кондуктором Максом (Лайонел Стэндер) будут основными героями картины, наряду с полковником из ЦРУ Маккензи (Берт Ланкастер) — курирующим эту ситуацию из штаб — квартиры Всемирного Здравоохранения, и приглашённой в качестве медицинского специалиста доктора Стрэнднер (Ингрид Тулин). В определённый момент военные узнают о том, что выживший террорист прячется на этом поезде. Желая избежать паники, а так же распространения вируса по всей Европе, кто то там «на верху» принял решение опечатать состав, и пустить его по другому маршруту. Формально местом назначения карантинного состава является небольшой польский городок, где заражённых ожидает госпитализация. Но на самом деле, военные чины тайно занимающиеся созданием бактериологического оружия желая скрыть свои махинации решили уничтожить этот поезд вместе с его пассажирами. Помимо того, что около тысячи человек могут погибнуть, самым ужасным является тот, что эта болезнь совсем не смертоносна, как это считалось в начале. Эвакуированная с поезда при помощи вертолёта собака Яго, к вящей радости доктора Стрэнднер скоро поправилась, так же как практически все заражённые пассажиры пущенного на старинный, давно не функционирующий мост, опечатанного поезда. Упёртый бюрократ и салдафон Маккензи и слышать нечего не хочет о том, что нужно остановить поезд. Доктор Чемберлен -занимающийся с помощью доставленных медикаментов лечением больных в пути, так же осознаёт то, что власти намерены их погубить. Он подбивает группу единомышленников на то, что бы напасть на конвоирующих состав солдат, и остановить поезд раньше чем тот доедет до ветхого моста…
По ходу сюжета герои разных национальностей, общественных слоёв и рода занятий вынуждены будут объединиться дабы спасти жизнь себе и прочим пассажирам мчащегося к роковому мосту поезда. Тут уже и полицейский и преступник, врач и наркоман, пенсионер и студент будут сражаться вместе. Сценарий психологически точно описал таких разных персонажей дав каждому герою свою историю. Чемберлен и Дженнифер, к примеру сложно переживают свой второй по счёту развод, а миллионерша Николь выясняет то, что её любовник — контрабандист и лишь использовал её что бы перевозить героин. Но самая драматичная история у мистера Каплана — судьба возвращает его в места которые лишили его жены и детей в годы войны (он был узником фашистского концлагеря находившегося вблизи моста Кассандры). И каждый из этих неидеальных героев в определённый момент нашёл в себе силы и совершил опасный но достойный поступок. И не все из них к сожалению смогли выжить…
Прибавьте ко всему этому восхитительный саундтрек от маэстро Джерри Голдсмита, потрясающую операторскую работу Эннио Гуарньери (его манеру съёмок движущегося состава после переняли для легендарного боевика «Захват-2») — благодаря которой экшен снятого почти 40 лет назад фильма до сих пор смотрится невероятно захватывающе, и безупречную режиссуру жадного до экранного хардкора грека Джорджа Пан Косматоса («Кобра», «Рэмбо-2») — и вы получите один из лучших триллеров в истории мирового кино. Приятного просмотра.
10 из 10
«- Не надо считать меня монстром. -Не льстите себе. Вы — всего лишь маленькое звено в длинной цепочке.» (с) Забыв об этом фильме на долгие годы, случайно вспомнив решил написать рецензию, благо их на страничке фильма на КиноПоиске не особо много. Печально, что такой хороший фильм смотрели единицы пользователей, но ещё более огорчает его отсутствие в «Топе-250». Ибо «Перевал Кассандры» — образцовый психологический триллер 70-ых, который снят на недосягаемом для современных остросюжетных фильмов качестве. В этом фильме смешено несколько жан