Идея фильма «Первый учитель» — это показать переломный момент между двумя противоположными идеологиями: старыми общественными устоями народов СССР (в фильме это показано на примере Киргизии) и социалистической власти.
На мой взгляд, режиссерская работа Андрея Кончаловского гениальна, — для дебютной работы. Во все происходящее в фильме невольно веришь. Быт героев, речь, их действия, одежда, обычаи — приближают зрителя к истории, содействуют раскрытию конфликта.
Актерская игра Болота Бейшеналиева и Натальи Аринбасаровой, без сомнений, также ярка и правдоподобна.
Главный герой Дюйшен показан нам как властвующий, целенаправленный, твердый человек, который борется за прогресс, образование, улучшение общества. Именно такие же свойства и качества ассоциативно переносятся на Советскую власть, на принцип социализма.
Фильм построен на метафорах. Прием использования метафор использован очень тонко и ненавязчиво. К слову, единственный тополь, который растет в центре аула, вероятнее всего, по мнению режиссера, — это ни что иное, как устои общества, которые с приходом «учителя» были сломлены под влиянием современного социализма.
«Школа» — это партия. Партия, которая ведет общество в светлое будущее.
Название фильма является агитирующим, как и сам фильм. Оно говорит само за себя: «первый» — советская власть всегда первая, она не может не быть ею. «Учитель» — тот единственный мэтр, кто сможет научить, как правильно жить.
Операторская работа Георгия Рерберга не уверенная и не высокохудожественная, как в его более поздних легендарных работах Тарковского «Зеркало» и «Сталкер». В фильме иногда выступают какие-то неоднозначные композиционные и световые решения: то «отрезанные» части людей по краям кадра, то отставшее панорамирование от главного героя, то грубые тени, которые тут же выдают операторские приемы. Однозначно, что за десятилетие от «Первого учителя» до работ Тарковского уровень настоящего художника в Рерберге вырос, все эти недочеты были им поняты и исправлены. Стоит помнить: «Первый учитель» — его дебютная работа.
Сегодня фильм Кончаловского «Первый учитель», по моему мнению, является исторической картиной, ежели фильмом, который в какой-то степени может формировать идеологию человека.
5 из 10
Идея фильма «Первый учитель» — это показать переломный момент между двумя противоположными идеологиями: старыми общественными устоями народов СССР (в фильме это показано на примере Киргизии) и социалистической власти. На мой взгляд, режиссерская работа Андрея Кончаловского гениальна, — для дебютной работы. Во все происходящее в фильме невольно веришь. Быт героев, речь, их действия, одежда, обычаи — приближают зрителя к истории, содействуют раскрытию конфликта. Актерская игра Болота Бейшеналиева и Натальи Аринбасаровой, без сомнений, также