Александр ГринShared publicly - 2016-04-24T14:04:00Z
Ко Дню Победы решил посмотреть старые фильмы про войну, которые раньше не видел. Этот фильм 1964 года я не видел. Впечатления сложные. А поскольку, советские фильмы о войне — это почти святое, то для объяснения своего утверждения мне потребуется много слов.
1. Режиссёров у фильма два. Смирнов (23 года на момент съёмок) и Яшин (32 года). Эта пара сняла вместе ещё два фильма. Но это их первый большой фильм. И, надо полагать, они старались. Тут надо сказать, что Смирнов после его ухода в общественную жизнь утратил моё доверие. И вообще: сильно раздражают режиссёры и их фиги, которые, как выяснилось в постперестроечное время, все они потно прятали в своих кармашках в советское время. Это то, что я так и не преодолел в себе во время просмотра. И тут «минус».
2. Актёрский состав по сегодняшним временам — золотой. Тогда же многие только начинали, те же Збруев, Дуров, Губенко. А есть ещё такая глыба, как Урбанский. И все сыграли на 5+. Правдиво и честно. Мне, кстати, запомнилась удивительная простота игры актёров в сцене с покалеченным пальцем. Так, что здесь «плюс».
3. Фильм крепко держится на литературной основе. Это повесть Григория Бакланова, опубликованная в 1959. Для пущей схожестью с книгой фильм разделён на главы, а за кадром Збруев вообще читает текст автора. Бакланов написал это своё лучшее произведение о себе 20-летнем. И о своём переживании войны. Этот и в книге, и в фильме дороже всего. А самое важное, корневое звучит в письме лейтенанта Мотовилова в письме своей матери: «Я не хочу себе судьбы, отдельной от моих товарищей…». Это многократный «плюс».
4. При просмотре фильма вспоминаются стихи Михаила Кульчицкого: «Война — совсем не фейерверк, а просто — трудная работа..»… (Заметим попутно, что есть в фильме и «грустная песня» на стихи другого поэта, певца 40-х — Давида Самойлова). И в этой попытке показать будничность войны есть сила и слабость этой картины. Сила в том, что для военного фильма, это мощная заявка — показать военные будни в течение всей картины. Такую тему вытянуть трудно. В фильме это удалось частично. Какая-то сумятица в структуре картины помешала реализации этой темы. Ну, и расстрел лошадей трассирующими — это за гранью. Стопроцентный «минус».
5. Всякий народный фильм славен цитатами. И отсюда тоже одна ушла к людям и даже многократно трансформировалась: «Артиллерист всегда должен быть гладко выбрит и слегка пьян». И ещё вспоминается история с «бомбардировкой». И это однозначный «плюс».
7 из 10
Ко Дню Победы решил посмотреть старые фильмы про войну, которые раньше не видел. Этот фильм 1964 года я не видел. Впечатления сложные. А поскольку, советские фильмы о войне — это почти святое, то для объяснения своего утверждения мне потребуется много слов. 1. Режиссёров у фильма два. Смирнов (23 года на момент съёмок) и Яшин (32 года). Эта пара сняла вместе ещё два фильма. Но это их первый большой фильм. И, надо полагать, они старались. Тут надо сказать, что Смирнов после его ухода в общественную жизнь утратил моё доверие. И вообще: сильно