Нехватка бюджета порой творит чудеса. Фильм-экранизация от 1982 года по одноименной повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» характерное тому подтверждение.
В 1982 году на советской киностудии «Ленфильм» под руководством Игоря Масленникова была снята картина по пушкинской повести «Пиковая дама». Казалось, что положение у фильма плачевное — достаточно небольшой бюджет и уже наскучившая в советском обществе тема пушкинского времени составляли серьезную преграду для всего проекта. Но Масленников, уже выдающийся на тот момент режиссер (к 1982 году были отсняты три фильма из цикла телефильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»), еще раз раскрыв свой талант, с уверенной легкостью преодолел все препятствия и создал одну из самых лучших экранизаций на пушкинские произведения!
Главная его идея оказалась основной отличительной чертой, возвышающей «Пиковую даму» над другими кинолентами — Масленников ввел в картину рассказчика-автора, роль которого замечательно сыграла Алла Демидова. Сценарием стала сама повесть, из которой сценарист не изъял ни слова! Таким образом, с первой и до последней минуты мы слышим именно тот «пушкинский» язык, характеризующий целую эпоху, что несказанно влияет и на атмосферу. Демидова вкупе с остальным актерским составом справились просто отлично, выговаривая каждое слово, каждый слог. Литературный язык Пушкина оказался необыкновенно живым.
Все действия были отсняты в небольших помещениях, вроде игральной или туалетной комнаты. Но Масленников даже со столь малым размахом сумел с помощью неярких, но достоверных и правдоподобных костюмов и декораций оживить их.
Многие сцены повести в фильме произошли за кадром — в такие моменты их читала Алла Демидова. Но благодаря своей выразительности языка, своей мимике она сумела четко передать через себя все настроения, казалось, опущенных моментов. Браво!
Кино, из-за своей минимизации, из-за темных сцен и порой попросту непоказанных зрителю эпизодов, приобрело взамен настоящую тайну, которая идеально вклинилась в мир зимнего Петербурга начала XIX века, в который нас перенесли прямо из XX. А в совокупности с блестящей актерской игрой, с живым, и даже тесно связанным с историей рассказчиком, с приятным музыкальным сопровождением, с точными декорациями, с долгими, но ничуть не скучными дублями, «Пиковая дама» становится настоящим триллером, идеально раскрывающем как саму пушкинскую повесть, так и поэта в целом.
Картина Масленникова, не смотря на малый бюджет и размах сцен, оказалась одной из лучших экранизаций творчества Пушкина. Кажущаяся скучной, ее атмосфера на самом деле не отпустит до самого конца фильма. В конце остается сделать лишь уважительный поклон как режиссеру со съемочной группой, так и всему актерскому составу (Алле Демидове — отдельно).
Нехватка бюджета порой творит чудеса. Фильм-экранизация от 1982 года по одноименной повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» характерное тому подтверждение. В 1982 году на советской киностудии «Ленфильм» под руководством Игоря Масленникова была снята картина по пушкинской повести «Пиковая дама». Казалось, что положение у фильма плачевное — достаточно небольшой бюджет и уже наскучившая в советском обществе тема пушкинского времени составляли серьезную преграду для всего проекта. Но Масленников, уже выдающийся на тот момент режиссер (к 1982 году