«- Где то я тебя видел, абрек…» (с)
В так называемые «перестроечные» годы, когда генсеком СССР стал Горбачёв, в стране наступила эпоха гласности. Доселе молчавшие деятели искусств получили наконец возможность свободно высказываться, практически на любые темы. Нечего удивительного в том, что после криминально — бытовых боевиков о рэкетирах, гопниках и проститутках, советский кинематограф добрался до мрачного периода в отечественной истории, а именно — до эпохи правления товарища Сталина. Ранее на эту тему снимать было невозможно, а образ Вождя если и появлялся в кино, то исключительно в военных картинах. В которых его фигура при всей её важности, всё же некогда не выходила на первый план, и в которых нельзя было дать его образу сколь не будь неоднозначную характеристику. Поэтому во второй половине 80-ых эту тему жадно взялись осваивать самые разные кинорежиссёры. Среди которых были как талантливые, так и не очень. Действительно великие постановщики предпочли повременить со своими высказываниями относительно сталинизма, прочих же больше волновало само то время, нежели фигура Вождя. Тот же Юрий Кара — на тот момент молодой, только начинавший свой путь кинематографист, сперва снял экранизацию повести Бориса Васильева «Завтра Была Война» — в которой попытался максимально беспристрастно отобразить на экране смутное довоенное время, просто рассказав несколько историй из жизни тогдашней комсомольской молодёжи. А уже потом, как бы подспудно развивая эту тему, взялся за прозу Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», в которой писатель дал весьма критическую, неоднозначную оценку не только тому времени, но и самому Иосифу Виссарионовичу. Справедливости ради, стоит признать то, что оба эти фильма получились у в общем то у крайне посредственного режиссёра довольно хорошо, каждый смог стать событием в год выхода на экраны и запомнился посмотревшим их зрителям. Можно конечно списать всё на сильный литературный первоисточник, что был весомым подспорьем начинающему режиссёру как в первом, так и во втором случае — потому он и снимал раньше достойные внимания ленты, в последствии перекочевав в отечественные трешмейкеры. Но, как мы знаем, позже Кара взялся за экранизацию великой книги Михаила Булгакова, которую совершенно непростительно испортил примитивной и смехотворной адаптацией… Но всё это будет позже, а пока молодой постановщик взялся за серьёзный, требующий максимальной отдачи и чутья на «живой» сценарий, материал.
Из вышеупомянутой книги Искандера, режиссёр взял только один рассказ, имеющий символическое заглавие — «Пиры Валтасара». В нём герой книги — осетинский танцор Сандро поведал читателю невероятный эпизод из своей жизни, о том как он встретился с самим товарищем Сталиным. При чём даже дважды — первый раз тогда, когда Сталин ещё не был Сталиным, и он — тогда совсем ещё мальчишка, мог подобно знаменитому книжному герою генерала Уоллеса — « одним своим словом изменить мировую историю». Второй же раз (это и занимает центральное место рассказа) они встретились в Баку, во время праздничного банкета устроенного Нестором Лакобой, в честь приезда Вождя, на котором присутствовали и другие руководители страны советов: Ворошилов, Калинин, Каганович, инфернальный Берия и ряд других, менее известных партийных бонз того времени. Всю ночь продолжался кутёж в шикарном местном санатории, лишь на утро сытые и пьяные гости разъехались, не зная того, что совсем скоро над многими из них сгустятся кровавые тучи; ведь время действия повести 1935 -ый год — само преддверие чудовищных сталинских репрессий, захлестнувших всю страну на долгие годы… Сценарий к кинофильму взялся написать сам автор романа, и это позволило перенести на экран авторскую прозу предельно бережно, сократив лишнее, укрупнив важное, сделав в определённых местах нужные акценты. Историки конечно могут спорить относительно того, было ли так на дачах Сталина в самом деле, или это всего лишь плод злой фантазии обиженного Вождём писателя (отца Искандера в период репрессий арестовали, дальнейшая его судьба была неизвестна, вполне возможно он получил стандартный в таких случаях приговор «10 лет без права переписки»). Но для кинозрителей, а тем более кинокритиков куда важнее то, что бы сюжет у картины не провисал, был достоверным в деталях, а так же имел авторское отношение к рассказываемой истории. Так же, что бы играющие главные роли артисты смогли передать характеры своих исторических прототипов. А со всем этим у картины Юрия Кары полный порядок: крепкий сценарий, уверенная режиссура, блистательный актёрский ансамбль звёзд советского кино, довершает который превосходная операторская работа и великолепное музыкальное сопровождение. Даже в коем то веке, создателям фильма попалась качественная отечественная киноплёнка, и картинка у «Пиров Валатасара…» превосходная. К тому же, видно что стоявший за камерой, постоянный оператор Кары — Вадим Семёновых, хотел снять картину не просто в стилистики сталинского -ретро, модного в те годы, а как бы создав на экране мощь и колорит ампира 30-ых, роскошь и простоту советских интерьеров, которые могли сочетать казалось бы несочетаемые вещи: пафосную вычурность и скромность интерьеров. Это видно по убранству санатория, в зале которого проходит ночной банкет Вождя и его свиты. В качестве развлечения выступает республиканский ансамбль виртуозно исполняющий кавказские народные танцы и песни…
Помимо шикарных танцев и номеров осетинских артистов, внимание зрителя приковывают застольные разговоры Кремлёвской номенклатуры. Показано как все лебезят перед «дорогим и любимым» Вождём, которого вполне очевидно большинство из присутствующих за столом элементарно боится. Стоит кому то что то не впопад сказать, не так ответить или растерявшись промолчать на тот или иной вопрос Хозяина, как за столом тотчас же возникает тревожная пауза, которая рассеивается лишь тогда, когда сам Вождь разрядит сгустившуюся атмосферу какой не будь несмешной шуткой, над которой конечно же все сразу начинают так гоготать, словно нечего смешнее в жизни не слышали. Показаны взаимоотношения между «людьми с портретов»: кто с кем общается, кто кого не выносит и так далее. Например подозрительный Берия ревнует внимание Вождя к главе республики — Лакобе, который не в пример прочим партийным «шишкам» показан культурным и воспитанным человеком, имеющим не только чувство юмора, добрую и любящую жену, но и незаурядные качества — к примеру умение метко стрелять. Правда с этим связан весьма щекотливый эпизод, в котором по «просьбе» Сталина, Лакоба с большого расстояния дважды разбивает пулей яйца на голове несчастного повара, на которым до этого проверяли поставленные гостят выпивку и закуски… Невозможно забыть и встречу героя с Вождём, который определённо узнал ранее встреченного им мальчишку, только вот не смог вспомнить где именно и при каких обстоятельствах он его видел. Зато позже это вспомнит Сандро, своим воспоминанием не только поразив, но и изрядно шокировав советского зрителя…
«- Где то я тебя видел, абрек…» (с) В так называемые «перестроечные» годы, когда генсеком СССР стал Горбачёв, в стране наступила эпоха гласности. Доселе молчавшие деятели искусств получили наконец возможность свободно высказываться, практически на любые темы. Нечего удивительного в том, что после криминально — бытовых боевиков о рэкетирах, гопниках и проститутках, советский кинематограф добрался до мрачного периода в отечественной истории, а именно — до эпохи правления товарища Сталина. Ранее на эту тему снимать было невозможно, а образ Вож