Я заранее могу сказать, что некоторым людям этот фильм не понравится. В частности, он может откровенно не понравиться китайцам, как красным, так и белым, и немудрено: японцы 1893-го года насиловали их страну, безраздельно хозяйничая в её северо-восточной части. На тот момент, когда происходил штурм Иводзимы, Маньчжурия всё ещё находилась под гнётом Квантунской армии, относившейся к местным жителям, как Гитлер — к евреям, не говоря уж о деятельности «отряда-731». Однако, в этом фильме речь идёт о битве, случившейся на японской земле, и здесь акценты несколько меняются.
В этом фильме освещаются две вещи: во-первых, бессмысленность жестокости на войне и военщины в целом, исчерпывающих примеров этого по всему фильму — величайшее множество, они проявляются даже там, где войны-то, собственно, и нет, хотя это — только первые сорок минут фильма, а, во-вторых, уважение к противнику. Его проявляют как японцы в самом фильме, так и американцы, хотя в фильме это заметить труднее, однако, сам факт того, что американский режиссёр показал бойцов страны Оси, воевавшей на стороне нацистской Германии, устраивавшей геноцид на оккупированных территориях… героями. Как и Манфред Грегор в своей книге «Мост», а после него — режиссёры Бернхард Викки в 1959-м и Вольфганг Панцер в 2008-м — в экранизациях этой книги. Такое вот противоречие складывается во время повторных просмотров «Писем». Достаточно вспомнить, как лично для себя я отметил, что отношение к Сайго, мирному пекарю, насильно мобилизованному на империалистическую войну, у меня менялось: во время первого просмотра его позиция во время спора о контратаке на гору Сурибати мне казалось логичной и понятной, и я ему вполне сочувствовал, когда же я просматривал второй раз, у меня возникло чуть ли не отвращение к этому персонажу. Впрочем, я уже как-то говорил, что бывают такие люди, каких даже за своих близких да за родной клочок земли калачом сражаться не заставишь.
Иное дело — генерал Курибаяси. Кэн Ватанабэ вообще гениален, как актёр. Сам его вид мужественного и умудрённого опытом человека говорит о том, что он рождён для таких ролей: самоотверженных и отважных лидеров, готовых идти до последнего, которые «всегда будут в первых рядах» (с), как и в «Последнем самурае». Разумеется, жирный плюс фильму — за него. Жаль только, что в подходящий момент мысль о том, что лучше учиться чистить винтовки, чем драить сапоги всей роте, он не озвучил вслух, хотя чин позволял.
Правда, я одного не понял: почему у японцев нет ни одного пистолет-пулемёта? Конечно, «Type 100» выпускали ограниченными партиями — не более одного миллиона штук (для сравнения, пистолет-пулемётов Томпсона вышло свыше трёх миллионов штук разных моделей во время войны), но у офицеров они точно должны были быть, не говоря уж о том, что в войсках использовался, в основном, иной тип пистолета Намбу, который в фильме не освещён, зато в любом китайском фильме о войне этот пистолет стал столь же известен, сколь «люгер-парабеллум» — в руках нацистских офицеров в советских и американских фильмах. Ну и советский ГАЗ, мелькнувший в одном кадре, куда ж без него? Хотя, в каком-то смысле, это достаточно символично…
Иными словами, фильм — шедевр. Это надо уметь: гармонично совместить антивоенную мысль с общим патриотическим настроем ленты… но для японцев. В этом и заключается идея: показать, что с той стороны тоже были герои, вернее, те люди, которые, согласно «Флагам наших отцов», вдохновляют своими поступками, подобно Курибаясь, тех, кто не всегда способен на подобное, как Сайго.
Возможно, японцы и были плохими. Но не когда противник ступил на их родную землю, и они поняли все те ужасы, какие ощутили народы оккупированных Японской Империей территорий.
И уж эти — точно не злодеи, хотя, как показывает чисто человеческая практика, таковые среди них есть.
10 из 10
Я заранее могу сказать, что некоторым людям этот фильм не понравится. В частности, он может откровенно не понравиться китайцам, как красным, так и белым, и немудрено: японцы 1893-го года насиловали их страну, безраздельно хозяйничая в её северо-восточной части. На тот момент, когда происходил штурм Иводзимы, Маньчжурия всё ещё находилась под гнётом Квантунской армии, относившейся к местным жителям, как Гитлер — к евреям, не говоря уж о деятельности «отряда-731». Однако, в этом фильме речь идёт о битве, случившейся на японской земле, и здесь акц