О Пугачевой я могу говорить бесконечно, долго, я мог бы написать целую книгу о ее творчестве. Кстати, его исследованием никто никогда не занимался по той простой причине, что у нас в стране практически нет музыкальных критиков (не сборщиков «желтой» фактуры и сплетен, а именно критиков, могущих разобрать творчество того или иного музыканта сквозь призму теории и истории музыки, гармонии, мировой музыкальной моды и т. д.)
У меня есть собственные, очень любопытные исследования пугачевского творчества и мысли, которые не высказывал по сию пору никто. Я, в частности, занимался поиском песен, которые ДОЛЖНА БЫЛА петь Пугачева (они были написаны ДЛЯ нее), но по разным причинам не спела. Причем песни эти знает сегодня вся страна, но, естественно, в другом исполнении. Знаю я и много чего другого (и тоже касающегося исключительно ее ТВОРЧЕСТВА), но вот начни говорить — и обо всем прочем придется надолго забыть. В общем, тема эта огромная, вечнозеленая, серьезная, так что от меня никуда не убежит, и опубликовать подобную монографию можно хоть через десять, хоть через двадцать, хоть через тридцать лет.
Пугачева — это эталон, хрестоматия эстрады. Всем нашим артистам, певцам, солистам, вокалистам я бы рекомендовал слушать ее альбомы и учиться. Учиться всему: умению тонко выстраивать музыкальный материал в единый концепт, умению филигранно работать с аранжировщиками и с бек-вокалом, умению вкусно преподносить каждую песню, наконец, потрясающему звукоизвлечению. Что ни песня — то шедевр. «Опять метель», «Приглашение на закат», «Ты там, я там», «Без меня», «Одуванчик», «Ресницы и твои глаза»… Невероятно! Какое разностилие! От мелодичного крутого шлягера через псевдоретро, мягкий дэнс и даже шансон к философской балладе! Как это здорово, классно!
Проблема ситуации с Пугачевой и нашего восприятия ее нынешнего (и не только) периода творчества упирается в тот безрадостный постулат, что ПОДНЯВ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ НА НЕДОСЯГАЕМУЮ ДОСЕЛЕ ВЫСОТУ, ПУГАЧЕВА ПРАКТИЧЕСКИ ИСЧЕРПАЛА ЕГО ДО ДНА. Трагизм шекспировских страстей и комизм современного бытия, фантастическая точность и филигранная рельефность жанровых зарисовок, исповедальность до последней душевной капли и надрыв «всех нервов и сил», детская лирика и «жестокий» шансон, ажурное кружево романса и брутальная жесткость рока, вплоть до хэви метал (были у нее и такие работы) — вот какой музыкальный космос охватывает творчество Пугачевой (то есть оно «объемлет необъятное», опровергая самого Козьму Пруткова; нет времени указывать примеры песен — их вы найдете в ее «Золотой коллекции»). Причем абсолютно все, за что бралась, она делала или гениально, или отлично, или, на худой конец, просто очень хорошо. А теперь назовите мне хотя бы одну певицу в мире, которая владела бы столь обширным жанровым инструментарием? Элла Фитцджеральд, Тина Тернер, Уитни Хьюстон, Эдит Пиаф, Мирей Матье, Танита Тикарам, Сезария Эвора??? То-то и оно.
Многие ругают Пугачеву за песню Максима Фадеева «Спасибо, любовь». Там действительно есть не очень удачный момент — цитата из знаменитого хита группы ABBA «Победитель получает всё». У Пугачевой тот же ход на септиму, та же цитата, но идет в более медленном темпе и имеет другую концовку. «Спасибо, любовь, [та-та-тарата] за мой непокой и главную роль». Досадно, конечно, и этот упрек, наверное, имеет место быть, но давайте помнить, друзья, что песня — это не только красивая мелодия, это синтез музыки и слова. И важно, чтобы акценты в мелодии совпадали с акцентами в стихотворении. И здесь это совпадение идеально. Я не думаю, что Пугачева не узрела здесь плагиат. Скорее всего, она сделала это сознательно. Удивительно, что даже проходные вещи у Пугачевой, такие как «Верю, не верю», «Синее небо» — проходные именно для Пугачевой. Для любого другого артиста они составили бы целую эпоху, целый репертуар.
Поражаюсь, как журналисты, говоря о Пугачевой, используют один и тот же штамп — «Примадонна российской эстрады», а в подтексте так и слышится: «Примадонна местечковой, чуть ли не деревенской эстрады». Между тем, Пугачева — певица и актриса мирового уровня, мирового класса, и об этом давно уже пора говорить во весь голос. Более того, по степени исповедальности, артистической глубине и глубине художественного образа она не имеет себе равных в мире. Посмотрите ее эпохальную программу «Избранное», которую показывает каждый год телевидение к ее дню рождения — и скажите: кто еще из т. н. «мировых звезд» способен хотя бы повторить это? Да, были плюсовые фонограммы, но о Боже!, если бы кто-нибудь на нашей сцене мог ТАК работать под плюсовую фонограмму — да цены б им не было! И причем здесь фонограмма? Когда перед тобой живая личность, ты видишь ее глаза, лицо, которое меняется ежесекундно, видишь точность ее жеста! Идет непосредственный контакт, космическая энергетика на зрителей!
Когда мне говорят, что у Пугачевой сегодня «не тот» репертуар, что она поет не те песни, что раньше, мне становится смешно. А почему она должна всё время петь песни одного плана, уровня? «Маэстро», «Арлекино», «Волшебника-недоучку», «Эти летние дожди», «Не отрекаются любя»? Сегодня Пугачева другая и она поет другие композиции, которые близки ей сегодняшней. Она такая, какая есть сегодня. Может быть, кто-то хочет ее видеть вчерашней, позавчерашней. Я, например, не хочу. Думаю, что Пугачева способна удивлять бесконечно. Она всегда разбивает все наши представления и ожидания. Это действительно фантастическая, космическая личность. Ее надо серьезно исследовать. Думаю, что время таких исследований еще придет. Пугачева у нас совершенно не изучена, далеко не понята. Она меряется у нас каким-то общим стандартом, аршином, какими-то нормами мирового шоу-бизнеса, хотя она давно уже все эти нормы опровергла. И конечно, людей такого масштаба на эстраде нет, не было и уже, я думаю, не будет.
Я не люблю слово «звезда», потому что у него плохая рифма. Но если уж и говорить о том, кого стоит называть таким словом, то для меня это Пугачева, Соня Ротару, Эдита Пьеха. Вот кто звезды! А то, что кто-то там бегал по городу, — это не звезды. И секс — он как раз в этой элегантности. Открыла плечо, быстро закрыла — вот он секс! Открыла красивые, оригинальные ноги, прошлась — все обсуждают ноги, все сошли с ума от ног Пугачевой. Потому что ноги красивые, интересные, эксклюзивные — их узнаешь из тысячи! Потому что красота в оригинальности, неповторимости, а не в ширпотребности. Когда ходят модели с кривыми ногами по подиуму — все одинаковые, и ноги, как спички, — в этом красоты нет, потому что это конвейер, ширпотреб. А второй пары таких ног, как у Пугачевой, больше нет. Вот и всё.
О Пугачевой я могу говорить бесконечно, долго, я мог бы написать целую книгу о ее творчестве. Кстати, его исследованием никто никогда не занимался по той простой причине, что у нас в стране практически нет музыкальных критиков (не сборщиков «желтой» фактуры и сплетен, а именно критиков, могущих разобрать творчество того или иного музыканта сквозь призму теории и истории музыки, гармонии, мировой музыкальной моды и т. д.) У меня есть собственные, очень любопытные исследования пугачевского творчества и мысли, которые не высказывал по сию пору