Фильм лично у меня вызвал неоднозначные впечатления.
Начну, пожалуй с плохого. Плохое — провалы в логике и обоснуе, особенно явные в начале и конце фильма.
Итак, главный герой, молодой парень с ярко выраженным посттравматическим синдромом сбегает из госпиталя, подделав справку о выписке, идет в комендатуру и просится на фронт. Начальник комендатуры оказывается глазастым и подделанную подпись сразу распознает. Вопрос не в том, почему лейтенанта не завернули обратно в госпиталь, не отдали под трибунал — он все-таки не продуктовые карточки подделывал. Вопрос в том, почему руководство строительством «важного и секретного объекта» доверили человеку с улицы? Кто он? Откуда взялся? Не диверсант ли? Начальнику комендатуры плевать, как и плевать на то, что лейтенант хлещет спирт. Он даже никаких документов не проверяет — справки из госпиталя и то поддельной достаточно. Такое чувство, что он с тем же успехом мог отправить на строительство вышки сапожника или швею, если бы они в комендатуру заглянули.
Еще больше вопросов вызывает финал. Как я прочла позже, изначально в сценарии такой концовки не было, но режиссер, видимо, решил, что это усилит шокирующий драматический эффект. У меня вопрос — а чего тогда жителей деревни вместе с лейтенантом в том же овражке не положили? Ну, как явно сочувствующих элементов. Ведь не лежит же полстраны в руинах, не нужны рабочие руки, да и никакого суда и следствия кровавой гэбнэ не надо, чтобы просто так расстрелять десяток пленных. Это же кровавая гэбня. На мой взгляд, такой финал очень сильно подпортил впечатление от фильма.
Теперь о хорошем, потому что хорошего в этом фильме все таки больше.
Актеры, в основном, малоизвестные и, видимо, поэтому играют они хорошо, как российские, так и немецкие. Прекрасно справился со своею ролью Тарасов. В начале фильма его герой — обожжённый войной человек, который другой цели и смысла не видит в жизни, кроме войны и мести за убитых товарищей. Он ненавидит немецких солдат, он рвется обратно на фронт. Но постепенно мирная жизнь глухой северной деревни, люди вокруг, их милосердие, первая, немного детская влюбленность излечивают его.
Деревня здесь — отдельный мир, более простой, искренний, понятный, и человеческие чувства не прикрыты городским лицемерием, открыты, обнажены.
Немцы здесь не идеализированные благородные истинные арийцы, не безликие враги — немцы здесь тоже люди, судьбы которых искалечила война, но которые тоже хотят мирной жизни. Не все — это очень хорошо показывает персонаж полковник Бульбах, мечтающий о победе Гитлера. Он один из немногих, кто до последнего остается именно солдатом.
О чем фильм? О людях, об их ненависти, любви и милосердии. Он, в отличии от некоторых, снятых в последнее время «шедевров», не идеализирует немецких солдат и не очерняет советских (кроме откровенно бредового эпизода с расстрелом), не показывает деревню как нечто серое, грязно-навозное. Он не о войне, хоть и о военном времени. Он не о военном подвиге, и явно не для массового зрителя и широкого проката. Однако он цепляющий, вызывающий сильный эмоциональный отклик. Каждый персонаж в нем — живой человек, а не персонаж из головы сценариста.
Если бы не два упомянутых выше бредовых момента, я бы поставила фильму 9/10, а так 6+
Фильм лично у меня вызвал неоднозначные впечатления. Начну, пожалуй с плохого. Плохое — провалы в логике и обоснуе, особенно явные в начале и конце фильма. Итак, главный герой, молодой парень с ярко выраженным посттравматическим синдромом сбегает из госпиталя, подделав справку о выписке, идет в комендатуру и просится на фронт. Начальник комендатуры оказывается глазастым и подделанную подпись сразу распознает. Вопрос не в том, почему лейтенанта не завернули обратно в госпиталь, не отдали под трибунал — он все-таки не продуктовые карточки п