« — Женщина как соль — можно и без неё обойтись, но тогда не вкусно!» (с)
Закончив пражскую киношколу Эмир Кустурица прежде чем приступить к своему первому полнометражному, большому фильму — поставил несколько короткометражек и парочку картин для сараевского телевидения. Набравшись опыта, молодой режиссёр взялся снимать дебютную киноленту, уже выработав свой собственный, без труда узнаваемый стиль. Немаловажным является то, что со многими своими коллегами, Кустурица в разные годы встретится позже на съёмках других своих лент. Например замечательный оператор Вилко Филач — с которым они впоследствии снимут несколько картин. На съёмках этого фильма произошла первая встреча режиссёра с талантливым и харизматичным артистом Славко Штимацем — который ещё не раз сыграет в его картинах. Здесь же он впервые появится на экране, да к тому же в главной роли! Не знаю даже с чего начать собственно разговор об этом чудесном фильме, в котором автор рассказал о своей юности и первых уроках жизни, о первой любви…
Наверное с того, что этот во многом автобиографический фильм очень ладно построен. Действе происходит в середине 1960 — ых годов в Сараево, зритель погружается в атмосферу нищего города, попадает в семью главного героя — простого парнишки — подростка, который учится играть на гитаре, осваивает азы гипноза что бы приблизить наступление эпохи коммунизма и проводит много времени с друзьями. Как и все в этом возрасте — хулиганит, выпивает в компании и курит тайком от родителей. А так же впервые влюбляется — в как он думал девушку местного «крутого» парня, которая на самом деле оказалась вовсе не его девушкой — а простой проституткой. Что стало для героя сперва большим потрясением, но потом он как любой парень адекватно воспринял ситуацию. И даже разок подрался из за своей «зазнобы» с её сутенёром, когда тот застукал его в её номере… Есть в фильме и грустные моменты, прежде всего связанные с жизнью простых рабочих Югославии, которые проживали в таких ужасных бытовых условиях, что даже похуже чем в СССР. По прежнему продолжая верить обещаниям партийных чиновников, ожидая переезда в новую квартиру — что само по себе было для них столь же желанно, как и наступление коммунизма. Люди были открытые — как и советские граждане — выпивали, обсуждали политические новости, ходили друг другу в гости… На экране воссоздана атмосфера 60 -ых, которая для режиссёра является ностальгической. Впоследствии его не раз упрекали в нелюбви к коммунистам, а здесь нашли подтверждения его слова о том, что он не ненавидел их раньше. Его отец был прообразом отца главного героя — простой рабочий, партиец живущий большой многодетной семьёй в тесной квартирке на окраине города. Приходя с работы он и дома выстраивал отношения с супругой и многочисленными детьми на основах советского правления — устраивая плановые и внеплановые собрания, когда вся семья садилась за стол, и отец обычно говорил младшему сыну записывать речь. После разбирались кто что натворил и какому подлежит наказанию. А потом отец разрешал обедать и после все отправлялись спать. Царивший в семье порядок, уважение к родителям и почитание отца — это нельзя не увидеть. И над образом мыслей простого рабочего вовсе нет насмешки, хотя и поданы все эти разговоры о коммунизме — марксизме и прочем с изрядной долей юмора. Но это юмор добрый и им режиссёр вовсе не собрался обижать старшее поколение, к которому принадлежали его родители.
Достаточно хорошо воссоздан быт эпохи. Много предметов минувшего — одежда, ездящие по городу автомобили, интерьеры квартиры и молодёжного клуба — в котором Дино с товарищами занимается игрой на музыкальных инструментов. Звучит популярная в те годы музыка, в особенности ставшая основной мелодией картины песня Адриано Челентано… Да и над подобранными исполнителями хорошо поработали. Очень одарённые ребята, особенно играющий Дино Славко Штимац. Он сам бренчит на гитаре, поёт песни, немного танцует и очень хорошо играет в сложных драматических сценах. Выбор именно этого паренька на главную роль — стал большой удачей для фильма. Невероятная энергия притяжения показана между ним и играющей роль «Долли Белл» Лильяны Благоевич — думаю сцены на чердаке голубятни, когда Дино смущаясь посмотреть на полуобнажённую девушку, поливает ей на руки водой из кувшина, её гадание по линиям его руки, а так же их интимная близость в номере гостиницы — одни из лучших в картине! Но много умного и содержательного есть в беседах отца и сына, в особенности после известия о его болезни. Замечательно справился с этой ролью Слободан Алигрудич — так же в последствии работавший с Кустурицей. Яркая роль у Миры Баняц сыгравшей заботливую мать семейства. Запоминающиеся образы и у других артистов. Например у Павле Вуйсча (радушный дядя героя), а так же у Боро Степановича (интеллигентный директор клуба — «Очкарик») и других, совсем юных исполнителей, сыгравших друзей героя. Взять хотя бы того долговязого, что вечно сочинял небылицы о своих любовных похождениях, или мальчишку с повязкой на ухе…
Большим событием для Югославии стала победа «Помнишь ли Долли Белл?» на Венецианском кинофестивале, где картине присудили главный приз — «Золотого Льва» за лучший фильм. Проходившего тогда воинскую службу Эмира Кустурицу даже отпустили на день из части, что бы он смог слетать за своей наградой. Это стало началом большого творческого пути великого и самобытного режиссёра, у которого впереди будут не только громкие успехи и овации, но тяжёлые жизненные испытания. Но что бы не происходило с ним самим и со странной, он навсегда сохранит в себе способность радоваться самой жизни, любовь к природе и животным а так же к музыке. Которая всегда будет играть одну из главных ролей в его произведениях.
« — Женщина как соль — можно и без неё обойтись, но тогда не вкусно!» (с) Закончив пражскую киношколу Эмир Кустурица прежде чем приступить к своему первому полнометражному, большому фильму — поставил несколько короткометражек и парочку картин для сараевского телевидения. Набравшись опыта, молодой режиссёр взялся снимать дебютную киноленту, уже выработав свой собственный, без труда узнаваемый стиль. Немаловажным является то, что со многими своими коллегами, Кустурица в разные годы встретится позже на съёмках других своих лент. Например замеч