Что таит в себе изгиб женской улыбки: безоблачное счастье, заунывную, нестерпимую сердечную боль, радость, грусть, благополучие, либо мучительно кровоточащие «шрамы» девичьей груди, которые оставили в ней мужчины, убивающие поэзию и трепет нежных чувств? Что скрывает глубина женских глаз: душу? — вместилище океана слез, вытекающих разъедающей жидкой солью по трепету приветливых мужских уст (ночью), которые утром говорят «прощай»? Иллюзию надежды на благосклонность загадочной, замысловатой судьбы, мягкость женского характера, игривость, страсть, страх, отчаяние?
Фильм «Португальская монахиня» — гимн разбитым надеждам об истинной любви, брошенной лежать на дороге, в тот миг, как только ее заприметили. Режиссер картины подбирает именно те слова, эмоции, переживания, в которых просматривается несчастье людей (героев), не следующих своим желаниям, находящихся в плену собственного разума и сожалеющих затем боязни, поселяющейся сейчас у дверей жизни к счастью. Артисты затрагивают ниточки души зрителя: мягкостью тембра своих голосов, лицами, со следами утрат чего-то главного, нужного, философскими диалогами и душевными песнями.
Фаду (стиль традиционной португальской музыки с нотками чувств ностальгии, грусти и любовного томления под аккомпанемент гитары) в картине выступает самостоятельным действующим лицом и является весьма ярким рассказчиком о человеческом одиночестве с текстами, дополняющими судьбу главной героини. «Я не знаю, почему я оплакиваю эту жизнь, если другой я и не хочу… или… Ты думаешь, я потерялась на проторенном пути? Чтобы показать, что я тебя не забыла, я ношу этот красный платок. Красный платок в память о тебе».
В картине трогает многое: от атмосферы теплых узких летних улочек Лиссабона, по которым проезжают желтые трамваи до широко открытых карих глаз героини (в них замирают и слезы ее отчаяния, и слезы радости). Трогает зрителя и ощущение нежности в финальной сцене фильма, когда из уст ребенка звучит слово «мама» и нестерпимое желание героини подарить мальчику детство.
Автор картины задает множество вопросов через призму своего мироощущения, но и отвечает на них. Как оказаться лицом к лицу с Богом? — любить всем своим существованием. Как найти жизнь — дать другому человеку жизнь, стать одним человеком с тем, кого любишь, обрести внутреннее тепло свое собственное, преисполниться счастьем, подарить счастье в мир.
Но если все-таки большие надежды о любви разбились? — легче поверить ребенку, чем чувствам самого благородного мужчины. И здесь, героиня фильма, придумывает себе в оправдание слово «судьба», которое лишь означает красивое слово — призрак будущего, имя которому «бездействие».
9 из 10
Что таит в себе изгиб женской улыбки: безоблачное счастье, заунывную, нестерпимую сердечную боль, радость, грусть, благополучие, либо мучительно кровоточащие «шрамы» девичьей груди, которые оставили в ней мужчины, убивающие поэзию и трепет нежных чувств? Что скрывает глубина женских глаз: душу? — вместилище океана слез, вытекающих разъедающей жидкой солью по трепету приветливых мужских уст (ночью), которые утром говорят «прощай»? Иллюзию надежды на благосклонность загадочной, замысловатой судьбы, мягкость женского характера, игривость, страсть,