После просмотра этого фильма я почувствовала облегчение — наконец-то все закончилось. Впечатление же от увиденного весьма неоднозначно. «Посетитель музея» с самых первых кадров подкупает зрителя реалистичностью, погружает в оцепенение мрачными декорациями и бесконечным бормотанием молитв юродивых. Будто загипнотизированная, я целиком погрязла в происходящем на экране, чувствовала, как мои собственные ноги утопают в мусоре и грязном дне исчезнувшего океана. Что и говорить, очень сильный фильм. Он словно отбирает волю зрителя, гипнотизирует алыми языками пламени, затухающими на фоне яростной атаки прилива.
Человечество пожинает плоды собственных трудов. И совершенно неважно, что именно привело к катастрофе. Жадность и глупость разделяют людей на две категории — «интеллигентное» меньшинство, упивающееся собственным превосходством, и жертвы апокалипсиса, которых держат в резервациях подобно животным. Безумные и уродливые, они наводят ужас на здравомыслящее население. И вот уже люди зажигают огни под своими окнами, ограждая себя от сумасшествия, предпочитая не видеть боль и нищету.
Если первая половина фильма поддается логичному объяснению, то вторая оставляет больше вопросов, чем ответов. Зритель может увидеть как божественное начало, так и полное отрицание Бога. Кажется, задумкой режиссера было не подтверждение и даже не разоблачение высших сил. Лопушанский беспристрастно показал все изъяны религии, влияние страдания на веру и тот хаос, что неизменно следует за униженной толпой. Главный герой совсем не похож на человека, который по доброй воле пришел спасать страждущих. Наоборот, столкнувшись с проявлением уродства, он быстро меняет свои планы и стремится выбраться из зловонной ямы. Однако, болезненное раскаяние душит его сердце, совесть заставляет чувствовать то, что выпало на долю несчастным. Повинуясь внезапному порыву, он спускается к толпе, протягивающей к нему руки. Неизвестно, действительно ли главный герой обладал божественным благословением или же он первый встречный, подошедший на эту роль. В любом случае толпа подхватила его тело, мольба о спасении сменилась яростным желанием жить. Уже неважно, входило ли в намерения самого «избранного» отдавать свою жизнь за убогих. Безумие порождает жестокость и, в конце концов, главный герой оказывается один на один с бесконечной пустыней, оставленный в рваных штанах без еды и питья. Если уж быть мучеником, так быть им до конца.
В общем и целом, я бы рекомендовала этот фильм всем поклонникам авторского кино, особенно любителям советских шедевров. Нечасто встретишь творчество, не навязывающее точку зрения его создателя, и «Посетитель музея» как раз такой случай.
8 из 10
После просмотра этого фильма я почувствовала облегчение — наконец-то все закончилось. Впечатление же от увиденного весьма неоднозначно. «Посетитель музея» с самых первых кадров подкупает зрителя реалистичностью, погружает в оцепенение мрачными декорациями и бесконечным бормотанием молитв юродивых. Будто загипнотизированная, я целиком погрязла в происходящем на экране, чувствовала, как мои собственные ноги утопают в мусоре и грязном дне исчезнувшего океана. Что и говорить, очень сильный фильм. Он словно отбирает волю зрителя, гипнотизирует алыми