После завершения съёмок в фильме «Седьмое небо» (1937), Джеймса Стюарта запросила к себе на «одолжение» студия RKO, на которой готовились к съёмкам романтической комедии «Оживлённая леди» (1938), где ему предстояло играть в паре со «звездой» студии — Джинджер Роджерс.
В успехе будущего проекта никто не сомневался, и съёмки «… леди» начались в апреле 1937 года, однако, после четырёх дней работы над фильмом, актёр неожиданно заболел и съёмочный процесс пришлось приостановить. После выздоровления, Стюарту пришлось вернуться на студию MGM, поскольку время, отведённое ему для работы над «… леди», теперь считалось упущенным.
Тем не менее, замены ему в проекте решили не искать и продолжение работы над картиной было решено перенести на декабрь 1937 года. Тем самым, Стюарту давалось время на то, чтобы сняться в намеченных на производство фильмах MGM со своим участием.
Обе студий смогли договориться между собой, и актёра согласились снова отпустить на RKO после того, как он выполнит свои «контрактные обязательства», и сыграет в трёх кинолентах MGM на протяжении лета и осени 1937 года. Первым фильмом в этом «трио» стала криминальная драма Эдварда Людвига «Последний гангстер» с Эдвардом Дж. Робинсоном в главной роли.
Сюжет: США, 1927 год. «Ревущие двадцатые» и «Сухой закон» в самом разгаре. Один из самых знаменитых гангстеров страны Джо Крозак (Эдвард Дж. Робинсон) в Европе женится на девушке по имени Талья (Роуз Стрэднер), которая плохо говорит по-английски и имеет весьма смутные представления о том, чем занимается её супруг.
Тем временем, власти страны давно ищут повод привлечь гангстера к ответственности за его преступления, но отсутствие значимых улик вынуждает их посадить Крозака в тюрьму по «более банальному» обвинению в неуплате налогов (незадолго до этого, кстати, Джо узнаёт, что скоро станет отцом). Его приговаривают к 10 годам заключения в Алькатрасе.
А в это время, у Тальи рождается сын, но научившись более или менее разговаривать и читать по-английски (а также, обратив внимание на реакцию окружающих при каждом её появлении на публике), женщина узнаёт всю горькую правду о своём муже.
Ради светлого будущего мальчика, Талья полностью порывает с гангстером, переезжает в Бостон и меняет фамилию. Через некоторое время, она выходит замуж за журналиста Пола Норта (Джеймс Стюарт), который полностью заменяет её сыну отца. И всё бы ничего, но выйдя из тюрьмы через 10 лет, в 1937-м, Крозак преисполнен желания найти сына и отомстить Талье и Полу…
На первый взгляд, может показаться, что перед нами всего лишь заурядный «гангстерский» фильм, каких Голливуд в 30-е годы снимал огромное количество. Однако, есть несколько причин, которые позволяют выделить «Последнего гангстера» из ряда ему подобных.
Причём, причины эти кроются, что интересно, именно в сюжетно-сценарных особенностях (авторы — Джон Ли Мэхин, Уильям Уэллмен и Роберт Гарсон). Главным образом, можно отметить, что сюжет построен на постоянном противопоставлении одного мира другому.
В данном случае, зрителю предлагается (на вполне наглядном примере, кстати) увидеть контраст между жестоким миром криминала (его здесь, в первую очередь, олицетворяет герой Эдварда Дж. Робинсона) и миром, в котором живут обычные законопослушные граждане (эту фракцию здесь олицетворяют персонажи Джеймса Стюарта, Роуз Стрэднер и Дугласа Скотта).
И, несмотря на некоторую утрированность подачи материала, а также отдельные вопросы к некоторым сюжетным линиям (которые я сейчас озвучивать не стану), сценаристы очень чётко и убедительно дают понять, что между этими двумя мирами никогда не будет ничего общего.
Наиболее ярко подобные идеи в «… гангстере» показаны в сценах скитаний главного героя со своим 10-летним сыном. В этих моментах всячески подчёркивается, что, кроме «биологического» родства, отца и сына больше ничего не связывает (не говоря уже о том, что сам герой Дугласа Скотта позднее попытки гангстера объяснить ему, что он его настоящий отец, принимает всего лишь за обычный «бред сумасшедшего»).
Режиссура Эдварда Людвига также заслуживает высоких оценок, поскольку постановщику удаётся задача, с которой способен справиться далеко не каждый. Несмотря на то, что сценарный материал иногда слишком перебарщивает с сентиментальностью и нравоучительностью, у Людвига получается не проваливать ключевые сцены, вызывая у зрителя именно те эмоций, которые должны соответствовать тому или иному моменту, а также обходиться без проходных сцен (всё исключительно строго и по существу) и ненужной затянутости.
Также, положительно можно выделить отвечающих за операторскую работу и монтаж Уильяма Х. Дэниелса и Бена Льюиса, соответственно. Особенно интересна идея со вступительными титрами, которые оформлены в виде сообщений на «первых полосах» газет. Ну и, наконец, стоит вспомнить актёрский состав, которым выделяются несколько фамилий.
Во-первых, абсолютно великолепен Эдвард Дж. Робинсон в роли того самого «последнего гангстера». Актёр играет достаточно неоднозначного персонажа, который периодически вызывает у зрителя эмоций достаточно большого диапазона — от сопереживания и жалости до полного презрения и даже отвращения. Всю эту многогранность Робинсон передаёт действительно блестяще.
Указанный на втором месте в титрах, Джеймс Стюарт играет более второстепенную роль, появляясь в кадре только ближе к 40-й минуте экранного времени. О его игре здесь сказать особо нечего, поскольку со сценарием Стюарту повезло меньше, чем Робинсону — его журналисту здесь, в основном, приходится ограничиваться произнесением ряда банальных реплик, ношением усов, которые ему абсолютно не идут (!) и олицетворением исключительно «положительного» члена общества.
Неизвестная мне австрийская актриса Роуз Стрэднер в качестве жены гангстера (а затем, и журналиста) особого впечатления не произвела. Всё дело в том, что по своей манере игры Роуз отчего-то сильно напоминала худшие образцы «театральной жеманности», чаще всего демонстрируемые на экране Гретой Гарбо или Марлен Дитрих. Так что, впечатление оказалось соответствующим, и ничего удивительного нет в том, что её дальнейшая карьера в Голливуде не сложилась, и Стрэднер вошла в историю, лишь как супруга знаменитого кинорежиссёра Джозефа Лео Манкевича.
В заключении, отмечу, что Эдвард Людвиг снял достаточно интересный «гангстерский фильм», в котором уже угадываются некоторые черты фильмов ещё не наступившей «эпохи нуара». Поэтому, поклонникам такого типа картин, любителям старых голливудских фильмов, а также почитателям талантов Эдварда Дж. Робинсона и Джеймса Стюарта, «Последнего гангстера», определённо, смело можно рекомендовать к просмотру.
7 из 10
После завершения съёмок в фильме «Седьмое небо» (1937), Джеймса Стюарта запросила к себе на «одолжение» студия RKO, на которой готовились к съёмкам романтической комедии «Оживлённая леди» (1938), где ему предстояло играть в паре со «звездой» студии — Джинджер Роджерс. В успехе будущего проекта никто не сомневался, и съёмки «… леди» начались в апреле 1937 года, однако, после четырёх дней работы над фильмом, актёр неожиданно заболел и съёмочный процесс пришлось приостановить. После выздоровления, Стюарту пришлось вернуться на студию MGM, поско