В результате дорожно-транспортного происшествия на евротрассе Слобозийского округа Румынии погибает 14-летний мальчик. Виновнику аварии, мажору и пресыщенному жизнью обломовцу Барбу, грозит реальный срок заключения, но в дело вмешивается влиятельная мать Барбу Корнелия, которая готова на все дабы освободить своего непутевого сынка.
Современный румынский кинематограф ныне переживает период творческого расцвета, свою так называемую «новую волну», начатую еще в 2005 году фильмом Кристи Пую «Смерть господина Лазареску», мгновенно получившем признание публики и критиков на многочисленных престижных европейских кинофестивалях и впоследствии закрепленной выдающейся картиной Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня», ставшей неожиданным триумфатором Канн 2008 года.
Основными чертами румынского кинематографа «новой волны» является его художественная отстраненность, стремление переосмыслить исторические процессы в постсоциалистический и посттоталитарный период, а также определенная острая социальная направленность румынских фестивальных картин, их огромное погружение в мир сугубо бытовой, социальный и отчужденный, ставший порождением произошедших со страной экономических и политических перемен.
В 2013 году одним из фаворитов Берлинского киносмотра стал фильм «Поза ребенка»(картина получила «Золотого Медведя», приз ФИПРЕССИ, и не менее отлично показала себя в Карловых Варах, Сиднее и Торонто), третья по счету лента режиссера Калина Питера Нецера, еще одного представителя «новой волны», ранее снявшем драмы «Мария»(2003) и «Медаль за отвагу»(2009), прошедших, к глубокому сожалению, относительно незаметно как у себя на Родине, так и зарубежом. В основе сюжетной конструкции данной ленты положен весьма типичный случай на дороге, который мог произойти не только в Бухаресте, но и в Киеве, Москве, Белграде, вообще на всей территории Восточной Европы и, в особенности, стран бывшего СССР, переживших бурные 90-е годы и находящихся на переходном периоде своего политического устройства с явно охлократическо-олигархической формой правления.
Исходя из сугубо частной по тональности истории сбитого на дороге мажором 14-летнего мальчугана, Калин Питер Нецер обрисовывает в картине обобщающий портрет современного румынского общества со всеми его проблемами, прегрешениями, маленькими радостями и большими горестями. Определенные параллели рождает данный фильм и с американской драмой 2007 года «Заповедная дорога» Терри Джорджа, в которой, однако, тема вины и раскаяния поданы более прямолинейно и открыто, хоть и без привычного голливудского лоска. Однако, в свою очередь, у Калина Питера Нецера философские измышления о вящем поиске справедливости и ее фактической невозможности при отсутствии влияния и денег чередуются с мыслью семейственной; режиссер делает главными героями не пострадавшую семью, а семью оболдуя Барбу. Нецер в ярких, нарочито переполненных драматического накала тонах, демонстрирует в картине слепую безответную материнскую любовь Корнелии, которую в высшей степени убедительно исполнила ветеран румынского кино и муза режиссеров Мунджиу и Пую, актриса Луминица Георгиу. Барбу, сыгранный актером Богданом Думитраке, предстает личностью противоречивой и крайне сложной; это неблагодарный и неблагонадежный сын, который вырвался из выстроенной матерью золотой клетки, вырвался из ее удушающих тисков чрезмерной аберрантной опеки и всяческими способами стремится ее задеть, унизить, отомстить, изничтожить, при том что для этого обломовца характерно такое себе эмбриональное поведение — инфантильное, подчеркнуто несозревшее и не могущее уже созреть. Маленькие детки — маленькие бедки, большие детки…
Базисом режиссерского стиля фильма яаляется его глубокая сосредоточенность на внутреннем мире своих персонажей, визуальный минимализм и всякое отсутствие теплых тонов, стилистическая отстраненность и предоставление зрителю права на моральные и этические оценки происходящего. При этом режиссер мастерски избегает чернухи или чрезвычайной бытовухи, как и эскапистского бегства в густые леса метафоричности. «Поза ребенка» — это кино социального плана, психологическая драма о тяжелом пути познания справедливости, которая для каждой из сторон конфликта в фильме своя, эдакая экстраполяция «комплекса Федры», помноженного на характеризацию горьковской «Матери».
В результате дорожно-транспортного происшествия на евротрассе Слобозийского округа Румынии погибает 14-летний мальчик. Виновнику аварии, мажору и пресыщенному жизнью обломовцу Барбу, грозит реальный срок заключения, но в дело вмешивается влиятельная мать Барбу Корнелия, которая готова на все дабы освободить своего непутевого сынка. Современный румынский кинематограф ныне переживает период творческого расцвета, свою так называемую «новую волну», начатую еще в 2005 году фильмом Кристи Пую «Смерть господина Лазареску», мгновенно получившем приз