Причины и логика в фильме почти отсутствуют. Поскольку все мы знаем сюжет одноименной книги, мы самостоятельно наполняем бессвязные действия героев смыслами и мотивами. Но есть ли они?
История в картине бестолкова до комичности. Люди с какой-то тупой бесчувственностью совершают зло и добро, убивают и влюбляются, едят, спят, ходят, дышат. Все попытки разобраться, что к чему и зачем упираются в тупик. Нам, людям, свойственно искать закономерности жизни. Мы хотим понять логику мира, нам нужно верить, что все гармонично, у всего есть свои цели, что в конце концов мир устроен рационально.
Аки Каурисмяки рискнул предположить, что это не так. Или не совсем так. А что, если мы только думаем, что наша жизнь подчинена какому-то замыслу, что наши поступки совершаются по каким-то законам и что вообще жизнь устроена справедливо. Если абстрагироваться и посмотреть на планету людей со стороны, не окажется ли, что все просто так? Так, как есть, без всяких причинно-следственных связей, идет само по себе. Один без толку живет, другой без толку умирает, и нет никаких общих принципов.
Может, тогда и в фильме нет никакого смысла? Мне думается, что это не так.
Каурисмяки смотрит на своих бесприютных героев с юмором и даже какой-то нежностью. Люди в картине все без исключения вызывают жалость и даже умиление. Они живут, работают, мучаются. Нам так хочется, чтобы их жизни озарил свет. Но света нет. Как нет и тьмы. Виноваты ли в этом герои? Преступление в том, что они родились, а наказание — и есть сама жизнь. Разве они не запущены в эту жизнь, как насекомые в банку? Поживут, поживут, а потом их раздавит огромный топор. Тот самый, которым главный герой расчленил таракашку в начале картины.
Это, конечно, интеллектуальная игра, эдакая головоломка. Но если бы Каурисмяки был только насмешлив, если бы он изучал своих персонажей лишь с научной холодностью, эксперимент не имел бы большой цены. Но он умудряется сделать так, что мы ощущаем его любовь, жалость и мудрую улыбку. А это уже самый настоящий гуманизм.
7 из 10
Причины и логика в фильме почти отсутствуют. Поскольку все мы знаем сюжет одноименной книги, мы самостоятельно наполняем бессвязные действия героев смыслами и мотивами. Но есть ли они? История в картине бестолкова до комичности. Люди с какой-то тупой бесчувственностью совершают зло и добро, убивают и влюбляются, едят, спят, ходят, дышат. Все попытки разобраться, что к чему и зачем упираются в тупик. Нам, людям, свойственно искать закономерности жизни. Мы хотим понять логику мира, нам нужно верить, что все гармонично, у всего есть свои цели,