Прямохождение был последним фильмом Юфита-Маслова и, судя по всему нового кина пока не планируется. Так что этот фильм можно воспринимать как некую точку в конце повествования о некрореализме в кино. Или нет? В предыдущих некрореалистических работах («Убитые молнией», «Серебрянные головы») был только общий научный сюжетный посыл, который есть и в этом фильме, но в «Прямохожениии» была создана устойчивая реальность некрореализма. Застывший в вечности мир недоперестроечного Союза. Эдакий вечный Черненко-Андропов всё никак не могущий перейти в Горбачева, а потом уже и в Ельцина. Но это именно некрореалистическая реальность.
Действие фильма происходит в государстве тяжелой руки, но не в Союзе.
Есть какая-то партия, но это не КПСС.
Руководят государством непонятные геронтократы, но не привычные Суслов-Устинов-Брежнев-Черненко и прочие.
Жизнь героев происходит в аскетичной атмосфере сродни той, в которой жили советские люди в конце восьмидесятых.
В общем, для своего некро-мира Юфит использовал только каркас той советской реальности восьмидесятых, но без указаний на то, что это именно советская реальность. После чего Юфит влил в каркас (оплодотворил его) некрореалистическую жижу. Получился застывший в вечности мир «Прямохожения».
Кто такие герои фильма? Из бессвязных диалогов и иногда совсем не входящих в структуру сюжета фильма внутренних монологов жены главного героя, создается впечатление о плохо сделанном непродуманном кино. Но это не так. Ведь герои данного фильма это не люди, а некие даже духи или пустые оболочки от когда-то живших людей. Возможно, этот застывший в вечности советский мир и существует в реальности. Он является как бы чем-то вроде чистилища, какого-то определенного слоя бытия для бывших советских людей, которые даже после окончания жизнедеятельности физического тела продолжают жить в этом чёрно-белом мире некрореализма в качестве духов, призраков.
В основе сюжета фильма так полюбившийся Юфиту-Маслову спор между духовным и материальным взглядом на человека и жизнь. В качестве главного материализма выступает наука, которая весь фильм старается объяснить дух, но при этом сама атмосфера некрореализма этого черно-белого мира как бы смеётся над наукой и материей. Действительно. Как можно представить себе рождение мира во вселенной? Представить себе то, что было до зарождения и одновременно осознать себя в этом до? Мир и человек просто есть без всякой науки, которая только мешает нам осознать дух. Тем и примечательна концовка фильма, которая может быть трактована как прыжок в реальность. Прыжок в природу, слияние с ней и выход в блаженство.
Это чудесный фильм.
10 из 10
Прямохождение был последним фильмом Юфита-Маслова и, судя по всему нового кина пока не планируется. Так что этот фильм можно воспринимать как некую точку в конце повествования о некрореализме в кино. Или нет? В предыдущих некрореалистических работах («Убитые молнией», «Серебрянные головы») был только общий научный сюжетный посыл, который есть и в этом фильме, но в «Прямохожениии» была создана устойчивая реальность некрореализма. Застывший в вечности мир недоперестроечного Союза. Эдакий вечный Черненко-Андропов всё никак не могущий перейти в Гор