Как-то в очередной раз перебирая рейтинги фильмов, я наткнулся на «Иоахима Стиллера». Не имея ни малейшего представления о том, что это за кино, я купился на интригующую аннотацию, высокие оценки и фильм встал в очередь на просмотр.
Теперь я наверное переверну весь европейский кинофонд 1970х годов. Я просто в шоке от того, как раньше умели снимать фильмы. Насколько стильно выглядят персонажи, насколько яркие краски при отсутствии технологий 21ого века. Все эти костюмы и прически, декорации, цветовые решения… Если говорить о форме подачи, то она просто затмевает местами сюжет. Смотришь, любуешься и не думаешь о том, что конкретно происходит в кадре.
Надо сказать, что попытаться ухватить сюжетную линию и смысл повествования, — затея и без вышеназванных отвлекающих маневров очень сложная. Возможно, одной из причин тому были субтитры, которые хоть немного, но раздваивают внимание. Я раньше скептически относился к безголосому переводу (особенно, если не знаешь язык, на котором говорят актеры), но сейчас мнение готов свое изменить… Разумеется, появление в кадре книг Кафки должно было предупредить о том, что развитие сюжета фильма может показаться сложным. Может быть, цепляться за сюжет и вовсе не нужно. «Стиллер» богат ощущениями. Неясная тревога, смута, мистика, интрига, а тут же рядом и любовь…
Пересказывать события фильма сложно. Сюжет неуловим так же, как Иоахим Стиллер. Можно было бы не заморачиваться и просто предположить, что главный герой с характерным именем Фрик сошел с ума. Но загадочный мистер Стиллер методично подает ему сигналы о том, что это не так: «если вы замечаете вещи, которые нельзя объяснить общепринятой логикой, пожалуйста, не сомневайтесь в их реальности». Мало того, все основные персонажи фильма переживают не менее яркие «трипы», в то же время своим поведениям встраиваясь в картину «сумасшествия». Все они не могут разобраться, что с этими свалившимися на них галлюцинациями делать, но при этом продолжают эти галлюцинации плодить. Они и наблюдатели, и герои одновременно. Схожая подача в лайт-версии присутствует в некоторых работах Микеланджело Антониони, а в хард-версии уже у Девида Линча.
Если хоть как-то рационализировать увиденное, то выходит, что главный герой и некоторые из его знакомых получают некое приглашение из другого мира, невидимым персонажем которого выступает Иоахим Стиллер. Их манит загадка и интрига, они не в силах от этого отвлечься. Они постоянно замечают то, что другим не под силу (странные события, звон колоколов по среди ночи…) и в конечном счете словно в водоворот попадают в другую реальность, хотя и продолжают находиться на тех же улицах Антверпена. Происходящее на экране с каждой минутой просмотра все больше и больше начинает напоминать то ли коллективное помешательство, то ли Красную комнату «Твин Пикса». Объединенные общей целью, герои все же пытаются найти возможность разыскать этого Иоахима и выяснить правду, которой, разумеется, нет.
Дописывая эту рецензию, хочется задать самому себе вопросы. А как часто мы видим нечто не вполне объяснимое? А когда вдруг что-то замечаем, махнув рукой, забываем? Может быть, стоит быть внимательнее и тогда мы тоже получим письмо от Иоахима Стиллера?
Отдельного восхищения заслуживает возлюбленная Фрика — Симон. Потрясающая женщина, в которую по-моему невозможно не влюбиться. Блестящая актерская работа Кокс Хаббемы.
9 из 10
Как-то в очередной раз перебирая рейтинги фильмов, я наткнулся на «Иоахима Стиллера». Не имея ни малейшего представления о том, что это за кино, я купился на интригующую аннотацию, высокие оценки и фильм встал в очередь на просмотр. Теперь я наверное переверну весь европейский кинофонд 1970х годов. Я просто в шоке от того, как раньше умели снимать фильмы. Насколько стильно выглядят персонажи, насколько яркие краски при отсутствии технологий 21ого века. Все эти костюмы и прически, декорации, цветовые решения… Если говорить о форме подачи, то