Инцидент в Абу Хайбахе — тяжёлый отпечаток на нашей истории, отпечаток, с которым нужно и необходимо считаться. Понять, каковы были истинные причины произошедшего, на данный момент не представляется возможным, и, забегая вперёд, отметим, что и сам режиссёр не даёт внятного ответа. Одни версии гласят, что это была мера борьбы с бандформированиями басмачей, де-юре побеждёнными ещё в тридцать восьмом году, де-факто же — только в сорок четвёртом. Другие говорят о том, что столь радикальными способами избавлялись от нацистских пособников, что странно: большинство мужского населения находилось на линии фронта, в тылу были только старики и инвалиды, остальное население представляли женщины и дети. Однако, даже при столь одиозной трактовке причин произошедшего непонятно одно: невиданная доселе жестокость произошедшего. Впервые за всю историю депортаций и расселений советские солдаты прибегли к столь варварскому методу расправы с местными жителями, как сожжение их заживо с альтернативой в виде расстрела.
Собственно, прочтя аннотацию, я имел полное моральное право думать, что фильм целиком и полностью — об этой трагедии, и меня ожидает что-то вроде «Города жизни и смерти», разве что в роли японцев — советские солдаты, в роли китайцев — чеченцы, ну и, разумеется, где-то должен быть очередной рядовой Кадакава, сочувствующий невинным жителям, и местный Шиндлер, спасающий чеченцев от смерти. Всё это вполне имело право на существование, благо, в отличие от большинства антисоветских опусов российского производства вроде «Утомлённых солнцем-2», «Служу Советскому Союзу» и «Сволочей», это, повторяюсь, было снято по реальному факту. Привлекло, так же, и то, что, в отличие от вышеупомянутых лент, данная кинокартина была в России запрещена к просмотру, что, безусловно, придаёт гордости за нашу монополию на страдания от сталинских перегибов. Однако, я помню, что надо делать, когда кажется, причём, в этот раз получил весьма навязчивый намёк.
Фильм переполнен противоречиями. Действие начинается в сорок третьем году, когда бои за Кавказ шли полным ходом, и большая часть войск НКВД, в фильме прибывающие каждый день новыми волнами из ниоткуда ни за чем вплоть до часа «Ч», находилась на фронте. Для тех, кому очень хочется вспомнить про заградотряды и прочие прелести тоталитаризма в тылу, напомню, что в фронтовых боях погибло, в общей сложности, двести восемьдесят тысяч сотрудников НКВД, но только не в этом фильме, где они представляют этакую неотвратимую силу, которой бесполезно сопротивляться, причём, абсолютно не понятны причины, по которой почти тут же, с ходу, происходит около двадцати пяти арестов: режиссёр об этом скромно умалчивает. Это вообще, скажем прямо, — основная деталь сюжета: о многом нам просто недоговаривают, либо говорят значительно позже, когда зритель уже сотню раз успеет сломать голову, раздумывая над вопросом.
За примером далеко ходить не надо: когда Дауд, главный герой фильма, весьма харизматичный персонаж, врывается в кабинет председателя, где сидят трое представителей соввласти, с наганом наперевес, он, вместо того, чтобы уничтожить всех троих, попросту велит им отдать ему оружие и, даже не распорядившись о патронах, беспорядочно тратит последние в никуда и сваливает. Нет, нам, конечно, ясно, что, убери бы он всех троих, на село обрушились бы с утроенной силой, но нам весь фильм говорят, что оно — вот, уже происходит, Дауда всё равно преследуют, так чего он теряет? А, оказывается, он клятву дал отцу, что никогда не выстрелит в человека. Не будем, пожалуй, оставлять спойлеры и предложим читателю самому рассудить, насколько такое реально при условии, что на хвосте сидят серьёзно настроенные вооружённые люди, а кругом — Великая Отечественная война.
Другой момент — первый председатель колхоза, человек, слепой от рождения, ибо только слепой, отобрав необходимую норму продовольствия для фронта, будет нападать на местных жителей от того, что те взяли остаток на личное пользование. В ответ местные, вместо того, чтобы не накликать беду и спокойно объяснить председателю его слепость, начинают кричать о том, как у них всё плохо, тем самым лишь раззадоривая карательные органы.
Непонятно и то, как следует относиться вообще к персонажам. То ли карателей пытались так показать объективно, то ли Эркенов попросту сам не додумал этот момент, но, казалось бы, агрессивные злые советские каратели показаны не пойми, кем: то они расхваливают лепёшки одного из местных дедов и предупреждают его об операции, то вдруг того же деда грубо спихивают с дороги, то хватают всех подряд и швыряют вслед за толпой, то вдруг оставляют одного-единственного ветерана с гармонью. Даже Гвициани, руководивший экспедицией, вовсе не показан бесчеловечным уродом: отдавая этот беспрецедентный по жестокости приказ, он дрожит и срывается на крик, постепенно сходя с ума. Кстати говоря, в фильме откровенно наврали, что преступление осталось безнаказанным: в пятьдесят третьем году Гвициани был смещён с должности генерала НКВД и сослан на родину, а Берия — расстрелян. Да, это произошло после смерти Сталина, которому в тяжёлое военное время, а также — в первые десять лет после окончания войны, когда возникла угроза войны с бывшими союзниками, нужны были старые кадры, и на место Берии поставить было попросту некого. Тем не менее, возмездие свершилось, так что вовсе не стоило гиперболизировать и без того вопиющую несправедливость произошедшего.
Разумеется, это — далеко не все примеры подобных противоречий.
В остальном же, фильм вполне радует: показаны и блестящие обширные естественные декорации кавказской природы, и сельская жизнь отражена очень подробно и достоверно, ну и линия главных героев, тонкой нитью проходящая через общую трагедию чечено-ингушетского народа, пожалуй — единственное, что, более-менее, выглядит ровным и гладким в этой несколько шершавой работе. Прекрасная игра актёров и колоритные звуковые дорожки блестяще дополняют общую картину.
К просмотру рекомендую. Хотя лучше, конечно, просто ознакомиться с источником, ибо фильм явно недоработан. Но посмотреть стоит, хотя бы, для общего развития. Но не для поиска причин сожжения Хайбаха: режиссёр не даёт ответа на этот вопрос. Да ему это явно и не нужно было.
9 из 10
Инцидент в Абу Хайбахе — тяжёлый отпечаток на нашей истории, отпечаток, с которым нужно и необходимо считаться. Понять, каковы были истинные причины произошедшего, на данный момент не представляется возможным, и, забегая вперёд, отметим, что и сам режиссёр не даёт внятного ответа. Одни версии гласят, что это была мера борьбы с бандформированиями басмачей, де-юре побеждёнными ещё в тридцать восьмом году, де-факто же — только в сорок четвёртом. Другие говорят о том, что столь радикальными способами избавлялись от нацистских пособников, что странн