Привет, Терезка…добрая наивная Терезка, хрупкий цветок, взращенный в пыли варшавских окраин. Ты, что с самого детства вздыхала аромат никотина и дешевого вина, слушала религиозные нравоучения вперемешку с ругательствами и все-таки верила в далекое счастливое будущее. О чем ты мечтаешь? Куда идешь? Какой же далекой и какой близкой кажется твоя страшная обычная жизнь.
Снимать черно-белые фильмы трудно. Не менее трудно их смотреть и ощущать при этом, как серое унылое чувство безнадежности засасывает тебя внутрь. А смотреть черно-белые фильмы о детстве и взрослении вдвойне трудней, потому что это время еще свежо в памяти. Ведь вчера ты сам был таким же пятнадцатилетним подростком, наивным и угловатым, мечтающим о других городах и яркой разнообразной жизни, не в пример настоящей. И все эти «спальные» районы не такой уж далекой, но другой Польши кажутся слишком знакомыми. Выглянешь в окно — вот же они, рядом с тобой.
Это фильм о детях и о взрослых, о первом настоящем знакомстве с жизнью, о дурном влиянии, нет, не других людей, а самой атмосферы окружающего мира. Это фильм о жизни, спрятанной от широко взгляда в глубине «спальных» районов, среди серых панелек, в старых развалившихся дворах, где подрастают поколения людей, которых принято называть «несостоявшимися». И в этом мире, сером, душном, покрытом гнойниками, живет жизнь с ее высокими мечтами и целями. Терезка, дочь алкоголика и религиозной фанатички, мечтающая о большой и чистой любви, о красивой одежде, которую она будет создавать, и о Париже. Терезка, стремящаяся выбраться наверх, но стремительно летящая вниз, подталкиваемая всеми, кого она встречает на пути. Совсем запутавшаяся, она еще в середине фильма, выпивая на кладбище на чьей-то могиле, задумчиво повторяет слово «грех», а в конце бредет домой опустошенная после совсем другого действительного страшного преступления. И темная ноющая тоска наваливается на плечи. И ведь ужасна вовсе не первая выкуренная сигарета или сворованная из магазина бутылка вина, а то, что этот процесс, запущенный по недосмотру, не встречает на своем пути никаких преград и развивается стремительно, будто человек падает в пропасть.
Страшно, когда в переходный период нет проводника, который помог бы выбраться из этой гниющей ямы, подать руку, понять и, встряхнув, развернуть в другую сторону. Но можно ли найти виновного там, где все живут так, потому что просто не знают другой жизни? Любовь, дружба, семья и другие ценности в фильме ломаются на корню, и это не шокирует, не вызывает удивления: «Как же так?». Ведь на самом деле такая жизнь уже стала привычной, мы видим ее слишком часто, слышим истории от друзей и знакомых, смутно подозреваем ее следы у соседей, а может быть, даже в своих собственных домах ощущаем ее тяжелый холодок. Это кажется вполне приемлемым, когда глядишь на это со стороны, и безнадежно жутким, когда она пробирается в твой дом. И где найти силы слабому не знающему жизни ребенку, чтобы бороться? Обо что ему опереться?
Это очень честный, очень правдивый фильм, сумевший за восемьдесят с лишним минут экранного времени поднять самые важные социальные проблемы, начиная от домашнего насилия и заканчивая жизнью инвалидов. Такая честность и пугает, и ошеломляет, но она не ищет правых и виноватых, а просто показывает жизнь такой, какая она есть. Без прикрас. Настолько реалистично, что, уже пережив вместе с бедной Терезкой весь страшный путь, даже через годы, хочется выкрикнуть, поинтересоваться:
Привет, Терезка…ну как ты теперь?
Привет, Терезка…добрая наивная Терезка, хрупкий цветок, взращенный в пыли варшавских окраин. Ты, что с самого детства вздыхала аромат никотина и дешевого вина, слушала религиозные нравоучения вперемешку с ругательствами и все-таки верила в далекое счастливое будущее. О чем ты мечтаешь? Куда идешь? Какой же далекой и какой близкой кажется твоя страшная обычная жизнь. Снимать черно-белые фильмы трудно. Не менее трудно их смотреть и ощущать при этом, как серое унылое чувство безнадежности засасывает тебя внутрь. А смотреть черно-белые фильмы о