30 августа 2001 года после самого длительного в своей жизни 62-часового путешествия на автобусе я прибыл на автовокзал Port Authority на 42 авеню. В запасе был всего день, который я потратил на пешую прогулку по Манхеттену с путеводителем NYC, запрокинутой головой и открытым ртом, выдавая в себе человека, который до этого не видел небоскребы. Я прошел от Times Square до Бруклинского моста, попутно забредая в Little Italy, Chinatown и конечно же на Wall Street. Постоял у близнецов, сфоткался и ранним утром следующего дня вылетел в Москву.
Через 2 недели по тому же раскаленному асфальту нью-йоркского даунтауна прошел 49-летний экс-директор контр террористического управления ФБР Джон О`Нил. 10 сентября был его первый рабочий день в качестве нового руководителя службы безопасности WTC. 11 сентября стал последним. О`Нил зашел в Северную башню за несколько минут до катастрофы. Последний раз его видели за полчаса до обрушения здания, руководившим на верхних этажах эвакуацией людей.
Еще через 17 лет Hulu снимет сериал «Призрачная Башня», центральной темой которого станет атака 9/11 и личная драма Джона О`Нила, отдавшего более 20 лет охоте на террористов и погибшего от рук Аль-Каиды «на гражданке» через неделю после выхода на пенсию. Удивительный по своей драматичности синхронизм в мире, в котором, как считают многие, случайностей не бывает.
Джона О`Нила играет Джефф Дэниелс. Тот самый «Гарри», которого большинство любителей кино запомнили по роли в комедии «Тупой и еще тупее». Не то, чтобы я считал участие в подобных фильмах неким клеймом для восприятия актера в дальнейшем, но я совершенно точно не ожидал никаких особых откровений относительно его способностей удивить в более серьезной роли. Как оказалось зря.
Как персонаж для актера О`Нил, мне кажется, сложен. Он был неоднозначным человеком, который помимо специфического налета, оставляемого характером работы на спецслужбы, имел полнейшую Санта-Барбару в личной жизни. Но Дэниелс оказался настолько убедителен в роли, что Али Суфан (напарник О`Нила в реальной жизни, которого в сериале играет Тахар Рахим), впечатлившись точностью воплощения образа на премьерном показе сериала в Нью-Йорке, предложил Джеффу в подарок свой почетный значок.
Несмотря на художественный характер, сериал во многом документален. Я не сторонник ни одной из теорий заговора в вопросе 9/11. На мой личный субъективный взгляд, последовательность событий показана максимально близко тому, что было на самом деле, включаю подоплеку и предысторию. Мне нравится американское кино тем, что там способны снимать более-менее объективно даже в ситуациях, когда наброс лишнего фунта патриотизма не выглядит зазорным. Наши же современные киноделы, спонсируемые Минкультурой, в этом смысле настолько суровы и беспощадны, что каждый раз при выходе в прокат очередного «шедевра» я жду не премьеру, а YouTube обзор от Bad Comedian, хеджируя риск бездарно потратить время в кинозале получасовой инъекцией здорового смеха.
Также мне сложно представить, что у нас когда-нибудь снимут кино, например, о Беслане, где честно и без цензуры дадут правдивую оценку действиям спецслужб, руководителям операции, а также причинно-следственным связям, приведшим к трагедии. Создатели «Призрачной башни» не боятся называть вещи своими именами. Они фактически на весь мир заявляют, что две крупнейшие спецслужбы — ЦРУ и ФБР из-за внутренней конкуренции, карьеризма отдельных людей и нежелания делиться развед данными, откровенно провалили операцию по предотвращению трагедии, бездарно растратив шансы спасти тысячи жизней.
Второй важный момент касаемо данного сериала, что даже личности террористов-пилотов раскрыты достаточно многомерно. Им уделено немало экранного времени, а также прокинут, на мой взгляд, непредвзятый мостик причинно-следственных связей, показывающий, что в трактовке печальных событий не все однозначно черное или белое. Наличие оттенков и полутонов хорошо показано на примере личности смертника, протаранившего борт эсминца «Коул» у берегов Йемена менее чем за год до событий 9/11.
Сериал можно смело рекомендовать тем, кто интересуется новейшей историей и художественными фильмами в стиле documentary (c вставками кадров из документальных хроник). А вот любителям теорий заговоров а-ля «инсценировка высадки экипажа Апполон в павильоне где-то посреди Техаса» будет скучновато. Можно не тратить время и переключить обратно на Рен ТВ.
Не могу сказать, что как-то по особенному лично воспринял 9/11, но присутствие на месте событий незадолго до трагедии отложило свой отпечаток. С детства у меня было неплохо развито воображение, но при попытках представить, что испытывали и чувствовали люди в креслах бортов 11 и 175, мой разум до сих пор ставит блок, а телевизионная картинка, которую мир наблюдал по всем каналам 11.09.01, не воспринимается как реальная.
7 из 10
30 августа 2001 года после самого длительного в своей жизни 62-часового путешествия на автобусе я прибыл на автовокзал Port Authority на 42 авеню. В запасе был всего день, который я потратил на пешую прогулку по Манхеттену с путеводителем NYC, запрокинутой головой и открытым ртом, выдавая в себе человека, который до этого не видел небоскребы. Я прошел от Times Square до Бруклинского моста, попутно забредая в Little Italy, Chinatown и конечно же на Wall Street. Постоял у близнецов, сфоткался и ранним утром следующего дня вылетел в Москву. Чер