Не могу представить себе человека, не видевшего «Продюсеров» Мела Брукса. Несмотря на то, что тот период американского кино, впоследствии названный «новым голливудом», богат на шедевры, многие из них сейчас пересматривают лишь студенты да киноманы, полвека все-таки прошло. Но этот фильм время как будто не берет, смотрится на ура, и практически без всяких скидок на почтенный возраст.
Сюжет все же напомню на всякий случай. У некогда преуспевающего бродвейского продюсера дела идут все хуже и хуже, основная деятельность становится лишь ширмой, а на деле он превращается в мальчика по вызову для богатых старушек. Тут на горизонте появляется аудитор, подсказывающий продюсеру, что жестко следят лишь за прибылью, а убытки тупо списывают и забывают. Следовательно, главное: собрать побольше денег и поставить на провал.
Оценив светлую голову задрота-аудитора, продюсер берет того в компаньоны — и вперед с песней.
Что же пошло не так? В каждой подобной комедии что-то да должно пойти не так. Если бы ребята подошли к делу спустя рукава, выбрали бы что попало и как попало поставили, их бы и ждал успех. В смысле, провал. Но люди профессиональные подходят к работе профессионально. И им нужно только самое лучшее. В смысле, худшее. Что может быть вопиюще худшим, чем пьеса «Весна для Гитлера»? И в роли фюрера ломака-хиппи с именем Элэсдэ? И до кучи гламурный педераст в качестве режиссера!
В самом начале фильма главный герой подходит к окну и горестно восклицает: «Окна такие грязные, что не видно, день там или ночь!» В том и дело. Он сидит в старомодном костюме в кабинете, откуда не видно ничего, якшается в придурошными старушками. А жизнь за окном шла уже совсем другая. Такая же наверное ситуация была тогда и в Голливуде. Дорогущая «Клеопатра» провалилась как и другие пафосные проекты, на дворе стояла сексуальная революция, секс-драгс-рокенрол, от кинематографа ждали некоего адекватного ответа вызовам реальности. И все пребывали в неких непонятках. Пока кому-то не пришло в голову выпустить на экраны «Беспечного ездока», «Бонни и Клайда» и прочий лютый треш, ставший впоследствии культовым. Не знаю кому как, мне лично «Весна для Гитлера» кажется пародией на мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда». Несмотря на то, что тот был написан двумя годами позже. Ребята точно «Весной» вдохновились: возьмем героя, чтоб у всех челюсть отвисла, музыка, танцы-шманцы… Ведь все, что вам нужно — это любовь. Ну и травы немного.
Жизнь стала безнадежно другой в шестидесятые, и искусству, чтобы поспеть в ногу с этим временем, понадобилось пробить очередное дно. Прекрасна сцена, когда главные герои смотрят начало «Весны для Гитлера» и радуются недовольству публики. Видимо начало постановки они еще как-то контролировали. Маски, позы. Цилиндры и кордебалет. Все как надо, все то, к чему так все привыкли, и что уже окончательно перестало работать. Миг между прошлым и будущим ребята просидели в баре, празднуя победу, а когда вернулись, на сцене царила новая эпоха.
Финал фильма светел и оптимистичен. В конце концов, ролс-ройсы с длинноногими красотками цель так себе. Старший из подельников получил возможность заниматься любимым делом безо всяких старушек, младший вообще обрел себя.
Ныне времена уже не те, и то, чему изумлялись, над чем смеялись полвека назад, стало общим местом и взято на вооружение вполне серьезно. Плутовская уловка двух незадачливых продюсеров нынче в отечественном кинематографе превратилась в основную бизнес-схему, да и в театре, судя по криминальным хроникам, тоже.
Не могу представить себе человека, не видевшего «Продюсеров» Мела Брукса. Несмотря на то, что тот период американского кино, впоследствии названный «новым голливудом», богат на шедевры, многие из них сейчас пересматривают лишь студенты да киноманы, полвека все-таки прошло. Но этот фильм время как будто не берет, смотрится на ура, и практически без всяких скидок на почтенный возраст. Сюжет все же напомню на всякий случай. У некогда преуспевающего бродвейского продюсера дела идут все хуже и хуже, основная деятельность становится лишь ширмой, а