«- Для чего я говорю об этом? Что пытаюсь доказать? Мир давно сузился до размеров малогабаритного счастья и границы его непоколебимы. Мы были гражданами страны. Плохой, хорошей ли, но страны. Мы стали гражданами квартиры…» (с)
Такие фильмы можно назвать личностными, выстраданными, важными вехами в жизни их авторов. А путь к ним был непростым, долгим и мучительным… Сегодня такое не показывают по ТВ, и их можно найти лишь в записи или на просторах интернета… Смотреть их тяжело и тягостно, но не смотреть нельзя. Эти фильмы сняты для нас — тех кого не коснулась война, кто пожил более счастливую жизнь. Что бы не забывали о том, что было. Так же для тех кто хочет заняться, или уже занимается государственной политикой — что бы они делали всё возможное, что бы война не повторялась. Ибо как правило развязывают вооружённые конфликты одни, а в них участвуют другие, расхлёбывать же их и вовсе приходится целому народу. Достаточно вспомнить Чечню, про которую собственно и снят этот документальный фильм. Хотя сам он не о войне, он о тех кому не повезло жить в такое неспокойное время, чья судьба сложилась так, что им суждено было пойти этот кошмар, который не закончится для них после демобилизации, а будет преследовать их до конца жизни… Можно ругать власть, можно ненавидеть боевиков, можно обвинять во всех бедах недальновидных политиков. Но на самом деле вена в том, что всё в стане у нас так — на нас самих. В этом фильме несколько манипулятивный, но очень сильный монтаж (и я уверен, что не манипуляции ради он именно такой). Показана жизнь людей там — в зоне боевых действий, где ежедневно гибнут как военнослужащие, так и мирные жители, где разруха, кровь, грязь и невозможные для проживания, антисанитарные условия и оружейная канонада и трупы на улицах. Запуганные местные, чумазые дети, и психически и душевно искалеченные мальчишки — «срочники», выполняющие свой «конституционный долг» перед Родиной. Показана и жизнь тут, в мирной, «тыловой» зоне. Столица во всём её великолепии с дорогими торговыми центрами из стекла, красивыми иномарками на дорогах, в которых ездят представители богемы (проще говоря — «новые русские»), ночные клубы в которых «тусуется» праздная молодёжь… Этих людей не волнует жизнь тех, кто против собственной воли воюет и погибает там…
То, что так сильно коробило автора фильма в 90-ых, осталось и сегодня. Достаточно вспомнить события на Украине — жители Донбасса столкнулись с бедой которую, увы уже не разрешить без оружия, а вся стана живёт будто нечего там не происходит. Слава Богу, нашему президенту хватило ума не вводить туда войска, ограничившись лишь гуманитарной помощью пострадавшим… Сегодня мы живём в такое время, когда свой своему по неволе. Даже порой не зная имён своих соседей, с которыми живём бок о бок в одном дворе, или на одной улице. Родственники бывает не хотят знаться друг с другом, и это на Руси, где издревле семья была «полная чаша» и хлебосольная дружба. Если раньше было что брат шёл на брата, то теперь брат безразличен к брату. Граждане не станы, а каждый своей кварты, это вено… Откуда, когда это проникло в душ русских людей? С чего это всё началось? Как вопрошал персонаж последнего фильма Никиты Михалкова — когда это случилось? Ответа, боюсь не найти. Или же он в преславутом: «не мы такие — жизнь такая»? Но почему же тогда, после сталинских раскулачиваний и репрессий, наш народ смог сплотиться в тяжкие годы Великой Отечественной? А после из руин подымал страну, возрождал хозяйство и покорял целину? Кстати, в своём фильме автор приводит хронику времён войны, а также использует легендарную композицию «Прощание славянки», под которую наши ветераны, будучи мальчишками уходили на фронт — защищать нашу Родину. Формально Родину посылали защищать и тех мальчишек — «срочников». Вот только на нас некто не нападал, жизни граждан страны нечего не угрожало. Следовательно для той войны не было причин. Во всяком случае, всё можно было бы решить мирным путём, или обойтись малой кровью. Скажем ликвидировать того же Дудаева, когда он в 92 -ом приезжал в Кремль для переговоров. Ведь уже тогда тот прямым текстом заявлял Борису, что намерен вести войну до последнего чеченца. Но даже после того, как эту самую войну не смогли предотвратить (да и не особо старались — решили, что сумеют взять Грозный двумя полками, и решат все вопросы в течении часа), после всячески старались её затянуть, проводя какие то махинации, в то время как не за что гибли и становились калеками не в чём неповинные русские, восемнадцатилетние парни. После, дабы сохранить за собой президентское кресло ещё на один срок, Борис вывел начавшую побеждать врага армию, тем самым позволив там боевикам сохранить их режим. Непоследовательность, глупость, лицемерие и явная продажность власти — всё это невозможно победить даже с оружием в руках…Как же прав журналист Невзоров, когда рассуждает о нашем патриотизме, приводя в пример того же американского солдата в Ираке. Тот знает, что получив инвалидность, или пав в «горячей точке» не будет забыт своим государством — его дети по блату поступят в любой институт, а семья будет обеспечена до конца жизни получив «ветеранское пособие». В то время как наш боец став калекой будет культи морозить в переходах, а его семья выкручиваться, дабы не помереть с голоду. Ладно хоть сейчас ветераны и участники горячих точек стали получать регулярную пенсию, но тогда, в 90-ые об этом некто и не думал — власть в лице военкомата откупалась от выполнивших свой «конституционный долг» солдат — медалью «За Отвагу»…
Общественность не как не реагировала на войну в Чечне, хотя её, подобно Афганской уже не скрывало прогнившее правительство. О ней писали в газетах, хронику снятую там постоянно показывали по телевидению… Не было не митингов, ни толп требующих её прекращения. Было всем всё ровно — народ окончательно озлобился, армия начала разлагаться а президент спивался… Кто в этом виноват? Как народ живущий на 1/6 суши допустил такое?! Вероятно равнодушие зародилось тогда, что бы в последствии, каким то образом пережив беспредел и вседозволенность 90-ых, сегодняшнее относительно сытое время стать естественной, и даже единственно возможной моделью человеческого существования в этом циничном и холодном мире. Когда даже марши бритоголовых юношей кричащих «Зиг хайль!», в стане дорого заплатившей за победу над фашизмом, некого уже не удивляет…
P.S
«- Я не скорблю об ушедшем, я поражён наступившим.» (с)
«- Для чего я говорю об этом? Что пытаюсь доказать? Мир давно сузился до размеров малогабаритного счастья и границы его непоколебимы. Мы были гражданами страны. Плохой, хорошей ли, но страны. Мы стали гражданами квартиры…» (с) Такие фильмы можно назвать личностными, выстраданными, важными вехами в жизни их авторов. А путь к ним был непростым, долгим и мучительным… Сегодня такое не показывают по ТВ, и их можно найти лишь в записи или на просторах интернета… Смотреть их тяжело и тягостно, но не смотреть нельзя. Эти фильмы сняты для нас — тех