Я познакомился с этим фильмом чисто случайно, в купленном мной диске экранизаций по произведениям Гоголя оказалась «Пропавшая грамота». Экранизация в общем мне не понравилась. Пять баллов я поставил только благодаря начальному сюжету картины, где наряду с литературным сюжетом раскрывается история месть сельского старосты за брата перешедшего на сторону турков или татар. За это я ставлю 2 балла, так как это обогащает сюжет и придает ему исторический фон. Еще по одному балу получают главный актер, его отец и черт. они сыграли свои роли весьма хорошо, от души, с отдачей. Каждый в полной мере раскрыл своего персонажа. Но на этом преимущества фильма завершается.
В большей мере в картине проявляется влияние театральной постановки, такой стиль можно заметить в творчестве еще одного режиссера Марка Захарова. Однако здесь сделано все, чтобы придать этому первое значение. Игнорируются пейзажи и достоверные декорации, все то чем славились экранизации Гоголя, взять хоть «Вия» 1969 или работа Александра Роу, или на худой конец «Жил был пес». Здесь все уходит в театральные декорации, во многом они несут фон бутафории.
Сюжет рассказа первоисточника передан достаточно достоверно, правда значительно расширена роль ведьмы и черта. Ведьму сыграла та же актриса, что и супругу главного персонажа, что уже напоминает пародию или аллегорию на неправдоподобность случившегося. Создается впечатление, что визит в ад за грамотой состоялся лишь в пьяном сознании героя. Это перечеркивает сюжет первоисточника, искажает его. Но особенно меня поразил визит в столицу, где во дворце все знатные особы стоят за стеной, а их божественные профили красуются в рамках картин. Более абсурдного и представить нельзя.
Из актером хочу отметить только указанных мной троих ранее главного героя, сыгравшего великолепно, его отца, черта и одного из главных злодеев городского старосты, который играл еще и своего брата. Игра остальных выглядит скорее пародией.
Хочу добавить, что 70-е годы не принесли хороший экранизаций Гоголя, взять хоть работу Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга», который достаточно давно тяготел этой постановкой, но создал одно из самых худших своих творений. Мой совет лучше посмотреть мультипликационную экранизацию рассказа вышедшему в 1945, она выглядит куда более убедительной.
5 из 10
Я познакомился с этим фильмом чисто случайно, в купленном мной диске экранизаций по произведениям Гоголя оказалась «Пропавшая грамота». Экранизация в общем мне не понравилась. Пять баллов я поставил только благодаря начальному сюжету картины, где наряду с литературным сюжетом раскрывается история месть сельского старосты за брата перешедшего на сторону турков или татар. За это я ставлю 2 балла, так как это обогащает сюжет и придает ему исторический фон. Еще по одному балу получают главный актер, его отец и черт. они сыграли свои роли весьма хор