« — Вот чем всё кончается. Смертью. Не знаешь даже, к чему всё это. Не успеваешь узнать.» (с)
Знаменитый анти — военный роман Эрнеста Хемингуэя «Прощай, Оружие!» был экранизирован несколько раз. Классической считается, удостоенная двух премий Оскар постановка Фрэнка Бордзейджа, выпущенная на экраны в 1932 -ом. Книга была пропитана ненавистью к войне, ко всем тем, кто её развязал, а так же неутолимой жаждой к жизни. Текст романа невероятно искренний и правдивый от того, что сам писатель прошёл Первую Мировую (Хемингуэй как и его герой служил лейтенантом в итальянском корпусе Красного Креста). Военный опыт помог автору создать жизненное произведение, которое несколько скупым текстом говорило читателю о войне. О её ненужности, противности человеческой природе. Об этом же писал и граф Толстой, только куда в более обширном романтическом стиле, в отличии от компактного и простого сюжета Хемингуэя. Любопытно то, что сам писатель добровольцем пошёл на фронт, как Капитан Америка добиваясь своего зачисления в ряды армии на многих призывных пунктах (Хемингуэй не проходил по зрению). Но после, даже будучи награждённым из рук самого итальянского короля медалью «За Доблесть», Эрнест Хемингуэй скажет: «-Я был большим дураком, когда отправился на ту войну. Я думал, что мы спортивная команда, а австрийцы — другая команда, участвующая в состязании.»…
Разумеется наиболее кровавые и жестокие моменты книги небыли показаны в первой её киноверсии. Тогда кино было совсем другое, нежели сейчас. В своё время автор романа даже ругался с режиссёром относительно счастливого финала ленты. В годы Великой Депрессии испытывающие горе и лишения люди хотели получать от похода в кинотеатр позитивное настроение. Поэтому Фрэнк Бордзейдж снял два финала картины — в одном героиня умирает вслед за новорожденным ребёнком, а в другом остаётся в живых. Как бы Божий ответ мольбе героя «- Прошу Тебя, не дай ей умереть!» Студия «Парамаунт» хотела оставить второй вариант, в то время как Хемингуэй настаивал на первом — оригинальном. Ибо «хэппи-энд» рушил драматизм финала, когда вместе со смертью возлюбленной, герой узнаёт о том, что Великая война (так тогда называли Первую Мировую) — кончилась. Все кругом веселятся и радуются долгожданному миру, в то время как он, так жаждавший окончания этой бессмысленной бойни один остаётся несчастным…
Киноверсия конечно же во многом проигрывает книге, но вполне может служить её заменой для ленивых школьников. Пересказан сюжет довольно подробно, хотя и с заметными сокращениями (например так и не сказали, что друг героя — капитан Ринальди «подцепил» на своих гуляньях сифилис). Сценаристы Бенжамин Глейзер и Оливер Х. П. Гаррет бережно обошлись с хорошей книгой, передав в своём адаптированном для кино варианте суть произведения Хемингуэя. Режиссёр Фрэнк Бордзейдж старательно экранизировал этот добротный текст, создав прекрасную экранизацию нашумевшего бестселлера, который в последствии как и снятый по нему фильм станет мировой классикой. Сцен демонстрирующих ужасы боя, как таковых в картине нет. Что книга, что фильм рассказывают свою историю с позиции главного героя. В картине даже будет целый эпизод, когда всё происходящие вокруг зритель видит как бы глазами героя Гэри Купера (сцена прибытия в госпиталь, когда к лежащему на постели раненому время от времени склоняются разные люди, а он не может встать что бы посмотреть где находится). Всю бесчеловечность и абсурдность войны, зрители должны понять на примере отношений главных героев — американского лейтенанта и английской медсестры. Поэтому экшена фильме не будет. Но тем не менее, покажут арт — обстрел местности австрийцами. Будет ещё пару бомбёжек, во время первой ранят героя. Сильный эпизод: солдаты ужинали, как послышался приближающийся свист падающих снарядов. Не имея совершенно ни какой возможности спастись, несчастные бойцы от бессилия втягивают головы и жмурятся в ожидании того, что бомбы рухнут не на их головы…А вторая бомбёжка уничтожила отступающий взвод раненных и подводы Красного Креста…Оператор Чарльз Лэнг располагая довольно скудными (на сегодняшний взгляд) возможностями киносъёмки, запечатлел эти эпизоды на высоком уровне. Вместе с музыкой, написанной для фильма композиторами Бернхардом Кауном и Херманом Хэндом, своеобразный визуальный стиль чёрно — белого цвета производит впечатление. Красивые сцены, много панорамных съёмок итальянских гор и фронтовой местности. Возможно сегодня лента не производит впечатление своим размахом, но тогда, в начале 30 -ых Голливуд при создании этой картины потратил на неё серьёзные средства. Ведь тогда в США был невиданный экономический кризис, сравнимый с тем, что был у нас в 90-ые. Но тем не менее, Голливуд даже в такое непростое время держал марку, выпуская на мировые экраны качественные и дорогие картины, способные с успехом идти не только в национальном, но и в мировом прокате. Впоследствии оставаясь в истории кинематографа.
Занятые на ведущих ролях Хелен Хэйс(медсестра Кэтрин Баркли) и Гэри Купер (лейтенант Фредерик Генри) на момент выхода фильма ещё не были звёздами экрана. Их прославила как раз таки эта картина. Сыгравший красавца — военного, на котором столь безупречно сидит мундир, Купер так вообще стал суперзвездой и героем боевиков. Но здесь они сыграли влюблённых героев, у любви которых нет будущего очень трогательно и достоверно. Исполнители второстепенных ролей, вроде Адольфа Менжу (капитан Ринальди) и Мэри Филипс (Эллен Фергюсон) так же были на высоком уровне. И вообще, сегодня смотрят те старые ленты только из за актёрской игры, ведь больше они нечем привлечь публику не могут (технически кинематограф за прошедшие 70 лет шагнул далеко вперёд). Поэтому, если их помнят и смотрят сейчас, то будут помнить и смотреть вечно — испытание временем они прошли…
Сюжетно фильм, как уже было сказано, практически без серьёзных сокращений пересказывает книгу. Одинокий лейтенант и потерявшая жениха медсестра, случайно знакомятся во время военных будней (он сопровождал колону грузовиков с раненными в госпиталь, в котором служила она). Молодые люди понравились друг другу, и понимая, что могут уже не когда не увидится отдались захлестнувшей их страсти. Полковой священник благословил их любовь, и даже обвенчал героев. Влюблённые находили во время военных будней короткие минуты для встреч. Когда девушка узнала, что беременна — уехала в Швейцарию. Герой последовал за ней, сняв форму и выбросив личное оружие — фактически дезертировал из армии. Когда казалось бы, он вот — вот обретёт жену и сына, он теряет обоих. В тот самый момент, когда приходит мир, и уже незачем умирать… Этим автор говорил о том, что у любви на войне нет ни прошлого ни будущего — а есть лишь непродолжительно счастливое настоящее…
10 из 10
« — Вот чем всё кончается. Смертью. Не знаешь даже, к чему всё это. Не успеваешь узнать.» (с) Знаменитый анти — военный роман Эрнеста Хемингуэя «Прощай, Оружие!» был экранизирован несколько раз. Классической считается, удостоенная двух премий Оскар постановка Фрэнка Бордзейджа, выпущенная на экраны в 1932 -ом. Книга была пропитана ненавистью к войне, ко всем тем, кто её развязал, а так же неутолимой жаждой к жизни. Текст романа невероятно искренний и правдивый от того, что сам писатель прошёл Первую Мировую (Хемингуэй как и его герой служил