T - 3000919 kpShared publicly - 2014-11-26T20:31:00Z
Благодаря особым съемкам этот фильм прослыл уникальным и сенсационным, и порой он действительно впечатляет красотами и атмосферой полета вместе с птицами, но ему не хватает четкой линейности в сюжете, цельности в настроении и подлинности в чувствах единения с природой.
Когда кино стремится погрузить зрителя в мир дикой природы, хочется, чтобы ничто не отвлекало, но здесь почти везде звучит музыкальное сопровождение. Иногда оно производит хорошее впечатление, а иногда, и даже часто, создает чувство фальши, искусственности, оно разрушает иллюзию пребывания «там». Нет ничего лучше естественных природных звуков, вроде дуновения ветра или пения тех же птиц. Музыкальное оформление, конечно, может все только украсить, если его использовать в разумных пределах, и если оно соответствует происходящему на экране. В разных документальных фильмах от BBC(которые не выдвигают на Оскар), например, можно найти этому подтверждение. Там как раз часто бывает, что естественные природные шумы хорошо сочетаются с умело вставленными музыкальными темами. А у расхваленных «Птиц» музыка трещит и по делу, и без дела, часто просто мешая, а иногда и вовсе раздражая своей однообразностью, излишней вычурностью, крикливостью и назойливостью. Примерно то же самое есть и у «Микрокосмоса».
Пожалуй, для документального кино тут маловато научной информации. Закадровый голос сказывает свои речи лишь в отдельных частях, а иногда на экране всплывают познавательные комментарии о направлении и дальности миграций тех или иных видов птиц. Отсутствие обильных рассказов понятно, ведь авторы хотят погрузить публику «туда». Наверное, именно поэтому закадровый голос старается говорить как можно меньше, чтобы «не мешать». И это существенный промах. Когда что-то возникает редко но явно, то оно воспринимается как неуместный, чужеродный элемент, который портит блаженство, но не сопутствует ему. Если бы научных комментариев за кадром было много, и они сопровождали бы все полтора часа, и были бы информативными, то к ним бы сразу получилось привыкнуть, и экскурсия с путеводителем была бы только лучше, чем экскурсия с призраком путеводителя. Создается впечатление, что авторы фильма были просто не уверены в силе того, что создают, и поэтому не хотели рисковать. Беда в том, что когда боишься, и стараешься как лучше, получается как всегда(не очень). Или просто сочли желаемое действительным. Или просто посчитали, что можно было вообще обойтись без текста, и что картинок бы хватило. Конечно, ничего утверждать нельзя, но что для полноценного восприятия тут мало науки и точности — факт.
Еще больше раздражает, что фильм теряется между документальным и художественным жанрами. Он явно хочет сочетать одно с другим, придавая птицам высокий статус культурного народа. Да пожалуйста! Но у сюжета нет единой линии, которая была бы достаточно отчетлива, чтоб воспринимать это как «рассказ о жизни птиц». Есть слабое ощущение начала путешествия, и есть чувство конца, но нет плавных переходов и этапов. Видовое разнообразие птиц показано сбито и бессистемно, как нарезка, для красоты. К тому же, авторы будто хотели сделать птиц персонажами, и при этом отдали каждому из видов непонятное предпочтение — одних птиц они показывают чуть ли не на каждом шагу, одних и тех же, несколько раз за весь фильм, а других, один разок. Ясно, что это может быть связано с трудностями съемок, и тут никого ни в чем не упрекнешь. Но если снимаешь фильм с целью удивить, то вряд-ли надо чаще всего показывать обычных гусей, которых обычные люди могут увидеть в обычной жизни, без кино с применением революционных супер-технологий. И как бы странно и некрасиво это ни выглядело, а снятые с высоты пейзажи надоедают, и самыми запоминающимися моментами в картине оказываются коротенькие сцены с близкого расстояния, где показывают, например, как охотится милый зимородок.
Съемочная группа проделала большую работу, но оформилось это не самым точным образом. Пейзажи утомляют, музыка бесит, гуси надоедают, и тогда уже нет дела до сенсационного статуса этого фильма. Тут есть красивые съемки, и есть попытки сделать историю, но нет самой истории, лишь попытки. А к красивым картинкам, любоваться которыми мешают вышеописанные неприятности, можно и привыкнуть, и тогда уже не видишь тут ничего особенного. Вообще.
6 из 10
Благодаря особым съемкам этот фильм прослыл уникальным и сенсационным, и порой он действительно впечатляет красотами и атмосферой полета вместе с птицами, но ему не хватает четкой линейности в сюжете, цельности в настроении и подлинности в чувствах единения с природой. Когда кино стремится погрузить зрителя в мир дикой природы, хочется, чтобы ничто не отвлекало, но здесь почти везде звучит музыкальное сопровождение. Иногда оно производит хорошее впечатление, а иногда, и даже часто, создает чувство фальши, искусственности, оно разрушает иллюз