Я считаю Пугачеву величайшей артисткой в мире эстрады всех времен и народов. Я не вижу ей равных. Это играющая певица. Не поющая актриса, но играющая певица. Это принципиальная разница. Поющих актрис очень много. Это Гурченко, Алиса Фрейндлих, Андрей Миронов, Караченцов и другие — поющие актеры. А Пугачева — единственная играющая певица, которая создает образ путем сочетания вокальных и актерских техник. Это очень сложно. В ее самых сложных и вершинных произведениях она использует очень много и вокальных, и актерских техник. В «Арлекино» мы слышим смех по нотам. Казалось бы, это несочетаемо: смех — актерская техника, он уже априори не может быть по нотам! Но это именно смех, а не просто ноты. Это сочетание разных техник, речитативов, грудных, гортанных нот, головного регистра. Поэтому всегда очень трудно перепевать Пугачеву. Ее невозможно просто снять с пластинки. Там нужно уметь перестроиться с техники на технику. Это совершенно фантастическое явление в мире музыки.
«В сущности своей я человек трагикомический: я могу спеть и трагедию, и комедию. Я могу играть, как актриса. И когда я это поняла, у меня сразу сложился определенный план, и у меня стало так легко на душе, что я нашла прежде всего себя».
Я не знаю ни одного другого артиста, равного Пугачевой. Все работают в каких-то узких жанрах: кто-то соул, кто-то фанк, баллады, романсы. Я не вижу артиста, который мог бы брать диапазон от фарса до трагедии, от патетики до лирики, от романса до хэви-метал. Я не знаю таких артистов, кроме Пугачевой! Поэтому ее творчество меня вдохновляет невероятно. Алла Пугачева и Петр Ильич Чайковский — те люди, которые спасают меня от состояния депрессии, какой-то фрустрации, хотя я, в принципе, и не страдаю такими состояниями.
«На сцене я играю, а в жизни не играю. Многие считают, что играю».
То, что делает Пугачева, — это вокально-драматическая эстрада. Ее естественный, ненатужный смех по нотам в «Арлекино» невозможно повторить. Я до сих пор не знаю, как это сделано. Как можно смеяться по нотам? Или песня «Белый снег». Она поет ее озябшим голосом, рисуя образ «пустынного белого пляжа», где было лето, счастье и где всё остыло. О Пугачевой вообще можно писать целые серьезные искусствоведческие статьи, она настоящая находка для человека пишущего. Я не знаю ни одной певицы в мире, которая разукрашивала бы песню красками. Да, показывают великолепный голос, тембр, много роскошных певиц в жанре соул, но то, что делает Пугачева, не делает больше никто.
«Зачем мне быть абсолютно для всех доступной? Я доступна для хороших людей. Сначала я должна узнать, что вы за человек. Я обратила внимание, что плохие люди меня считают плохой, а хорошие люди — хорошей».
Я не верю, когда говорят, что Пугачева кому-то мешает, кого-то не пускает на сцену. Наоборот, я знаю, что многим она позволила пройти вперед. Даже те певицы, которые говорят, что она их не пускала, именно благодаря ей или, так сказать, ее участию в каких-то проектах заблистали. Например, Татьяна Анциферова. Это имя стало известным только тогда, когда Пугачева рассорилась с Александром Зацепиным и отказалась от исполнения песен из фильма «31-е июня». Все те песни, которые спела потом Анциферова, должна была петь Пугачева. Представим себе ситуацию, если бы всё было нормально, и Пугачева спела бы эти песни. Она бы их записала с первого дубля. «Без любимого», «Ищу тебя», «Звездный мост» и т. д. Узнали бы мы тогда певицу Татьяну Анциферову? Очень сомнительно, потому что кроме тех блистательных песен Зацепина (которые должна была спеть Пугачева), у нее в репертуаре ничего и нет.
«Я довольно ясно вижу свою вершину. И потом, если я достигну вершины, мне остается только вознестись. Публика во всем мире одинакова. Они сами своего кумира делают и с таким же удовольствием будут смотреть, как он падает, и даже помогать ему в этом».
Достаточно того, что она уже сделала. Творческий человек максимально раскрывается только в пору юности, молодости, на волне порыва, куража, когда кипит адреналин. А потом он уже работает на мастерстве, энтузиазме, как все актеры, мэтры, здесь нет исключений. Если бы Пугачева захотела, она могла бы быть в каждой программе. Но от скольких программ, наград, шикарных песен она сама отказалась. Она могла бы сделать в 10, а то и в 20 раз больше, чем она сделала. Она дружила с Марком Фрадкиным и не спела ни одной его песни. Только после его смерти она сделала кавер-версию «На тот большак, на перекресток» и песню посвятила своей маме, поскольку она очень ее любила. Эту песню пела Шульженко в фильме «Простая история», и Алла сделала свою версию, новое произведение. С потрясающими вокализами, актерской харизмой, надрывом. Но ведь она могла спеть что-то новое, могла бы спеть какие-то вещи, которые бы он с удовольствием ей написал, но она от них отказывалась, говорила, что это не ее песня.
В общем, друзья, как вы настроитесь на восприятие сегодняшней Пугачевой, то и получите. Вам доставляет удовольствие критиковать легендарную певицу, вы хотите снять ее с пьедестала — ради Бога. Но если вы хотите любоваться ею, восхищаться ее творческим подвигом — вы счастливы, ваша жизнь прошла не зря. И это чудесно. Как сказал один мудрец — счастье трудно найти в себе и невозможно — вовне. Всё в нас. Жизнь такая, какая она есть и больше… никакая.
Я считаю Пугачеву величайшей артисткой в мире эстрады всех времен и народов. Я не вижу ей равных. Это играющая певица. Не поющая актриса, но играющая певица. Это принципиальная разница. Поющих актрис очень много. Это Гурченко, Алиса Фрейндлих, Андрей Миронов, Караченцов и другие — поющие актеры. А Пугачева — единственная играющая певица, которая создает образ путем сочетания вокальных и актерских техник. Это очень сложно. В ее самых сложных и вершинных произведениях она использует очень много и вокальных, и актерских техник. В «Арлекино» мы слы